Современные российские города представляют собой результат длительной эволюции, в которой переплетаются всевозможные стили застройки: от исторической архитектуры до зданий, возведенных в советское время и в эпоху рыночной экономики.
Внимание научного сообщества, включая исследователей из ВШЭ и Института географии РАН, сосредоточено на том, насколько наши города соответствуют концепции «15-минутного города». Эта концепция акцентирует внимание на доступности ключевой инфраструктуры — школ, больниц, театров — которые должны находиться в пределах 15 минут пешком или на велосипеде от места жительства.

Для того чтобы современные города становились комфортными и удобными для жизни жителей, им необходимо соответствовать множеству требований. В этом контексте исследователи, включая географов, экономистов и урбанистов, работают совместно с местными властями для объективной оценки качества городской инфраструктуры, используя различные метрики.
Понимание этих аспектов позволяет выдвигать рекомендации по улучшению жизни в городах, что становится особенно важным в свете недавних глобальных вызовов, таких как пандемия COVID-19.
Во время пандемии многие страны ввели серьезные ограничения на перемещение, что сделало жителей «запертыми» в своих микрорайонах. Для решения задачи оценки городской среды существуют количественные методы, применяемые более 20 лет. Например, в США разработан Walk Score Index, который помогает определить лучшее место для жизни на основании плотности инфраструктуры.
В Италии появился индекс NEXI, а в России работает индекс качества городской среды, отражающий аналогичные задачи. Эти инструменты помогают улучшать качество жизни в современных городах.
Теоретические модели, такие как концепция «15-минутного города», играют важную роль в планировании urban space. Эта идея, представленная Карлосом Морено в 2016 году, подразумевает, что любой житель города должен иметь возможность добраться до основных объектов инфраструктуры в течение 15 минут, будь то пешком или на велосипеде.
В рамках этого подхода исследователи провели анализ российских городов и выяснили, насколько они соответствуют данной модели. В исследовании рассматривались Краснодар, Саратов и Набережные Челны, представляющие разные архитектурные стили и исторические эпохи.
Набережные Челны, возникшие как промышленный город советской эпохи с типичными многоэтажными панельными домами, оказались наиболее близкими к принципам «15-минутного города» — в пределах необходимых 15 минут проживает от 86 до 92 процентов местных жителей.
Краснодар, динамично развивающийся южный город с развитой частной застройкой, и Саратов, где соседствуют исторические кварталы и советский жилой фонд, также были включены в данный анализ. Использованные для исследования данные из открытых источников и сервиса 2GIS позволили оценить плотность и доступность общественной и торговой инфраструктуры.
Результаты показали, что Набережные Челны более всего соответствуют концепции «15-минутного города», что открывает новые возможности для общественных обсуждений и корректировок в градостроительной политике.
В исследовании, проводимом в Краснодаре, Саратове и Набережных Челнах, проанализирована доступность университетов и детских садов в рамках концепции «15-минутного города». В этих городах наиболее эффективную доступность к необходимым объектам инфраструктуры продемонстрировали центры и исторические районы Саратова и Краснодара.
Это обусловлено наличием в этих зонах всех основных инфраструктурных объектов, включая университеты, больницы и магазины.
Сравнительно, Набережные Челны не имеют ярко выраженного городского центра, поэтому оптимальная доступность отмечена в зонах массовой застройки советского времени. Исследование подчеркивает, как города с советским наследием, характеризующиеся строгими нормами и регламентами в строительстве, соответствуют новым требованиям городской инфраструктуры.
Исторические центры обеспечивают высокую пешеходную доступность благодаря сосредоточению всех типов услуг, в то время как послевоенные микрорайоны, построенные по унифицированным проектам, изначально имели достаточно развитую инфраструктуру, включая школы и магазины.
Однако современная практика строительства часто игнорирует эти потребности, и новые жилые комплексы зачастую появляются без необходимой инфраструктуры, что затрудняет доступ к услугам и делает реализацию концепции «15-минутного города» более сложной.
По результатам исследования, проведенного по трем городам, отмечается, что новые микрорайоны имеют низкую плотность базовой инфраструктуры, что может быть компенсировано со временем в процессе их развития. Это открытие представляет интерес не только для девелоперов, но и для местных властей, а также для всех, кто关注ин развитием городов.
Петр Гонюхов, первый автор публикации из Высшей школы экономики, прокомментировал значимость этих данных.
Крупные города России представляют собой результат исторической эволюции, в которых сочетаются элементы разных эпох: исторические здания, советское наследие и постсоветская застройка. Исследователи из ВШЭ и Института географии РАН изучают, как эти города соответствуют современной концепции «15-минутного города», что подчеркивает важность адаптации городской структуры к новым стандартам удобства и доступности.
Статья обсуждает различные аспекты доступности инфраструктуры для граждан, включая возможность добраться пешком или на велосипеде до ключевых объектов, таких как школы и больницы, за 15 минут.
Кроме того, психология расставаний стала интересом для ученых, которые изучают, почему люди, пережившие долгие отношения, продолжают испытывать эмоции к своим бывшим партнерам. Исследование проводилось Университетом Иллинойс в Урбана-Шампейн с целью понять длительность эмоциональной привязанности после разрыва.
Наконец, двойственные изображения иллюстрируют, как визуальная концентрация может менять восприятие объектов, позволяя зрителям видеть разные фигуры в зависимости от фокуса внимания, что подчеркивает сложность человеческого восприятия.
Иллюзии, такие как «кролик-утка» и ваза Рубина, визуально комбинируют различные образы, что привлекает внимание пользователей соцсетей.
Часто утверждается, что первое восприятие этих изображений может отражать личные черты и стили мышления. Недавние исследования двумя британскими психологами попытались проверить эту гипотезу, но не показали подтверждающих результатов.
При этом также стало известно о том, что люди вида Homo sapiens возникли из смешения двух древних популяций, которые разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились на пути к расселению по Земле.
На фоне этих открытий возникают вопросы и о текущих исследованиях, например, связанных с вакцинами, в том числе о «Спутнике» и его сравнении с AstraZeneca.