Атака на насосную станцию КТК и ее влияние на экспорт казахстанской нефти

Фев 20, 2025 / 00:47

Недавняя атака украинских беспилотников на насосную станцию Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Краснодарском крае вызвала значительное внимание, особенно учитывая, что по этому маршруту в основном транспортируется казахстанская нефть.

КТК представляет собой важную трубопроводную сеть длиной 1,5 тысячи километров, соединяющую месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске. Отсюда нефть отправляется на экспорт, и данный маршрут составляет до 90% всего казахстанского экспорта нефти.

Атака на насосную станцию КТК и ее влияние на экспорт казахстанской нефти

Важно отметить, что акционерами КТК являются как российские, так и казахстанские компании, а также международные корпорации, такие как Chevron и Eni.

Американская компания Chevron подтвердила осведомленность о случившемся и заявила о мониторинге ситуации, подчеркивая, что КТК играет ключевую роль в поставках нефти из Казахстана на мировые рынки и влияет на энергобезопасность многих стран.

Президент России Владимир Путин отметил, что КТК является международной организацией, и нефть, перекачиваемая через трубопровод, принадлежит иностранным акционерам соответственно к договорам о разделе продукции.

Согласно информации от крупнейшего акционера, компании «Транснефть», ремонт поврежденной насосной станции может занять от полутора до двух месяцев, что, безусловно, повлияет на объемы прокачки нефти, которые уже снизились на время из-за необходимости обходить остановленное оборудование.

По словам вице-премьера Александра Новака, срок восстановительных работ на Казахстанско-Турецком трубопроводе (КТК) составит минимум несколько месяцев. В период ремонта предполагается, что прокачка нефти из Казахстана может сократиться на 30%. В прошлом году объем прокаченной нефти через КТК составил 63 млн тонн, что означает, что из-за остановки станции объем будет уменьшаться на 1,6 млн тонн в месяц. Если работы продлятся два месяца, рынок потеряет 3,2 млн тонн нефти, а при трехмесячном ремонте – 4,8 млн тонн.

Сложности с сроками ремонта связаны с санкциями и проблемами ввоза необходимого оборудования в Россию. Президент Владимир Путин предложил иностранным партнерам КТК самим завезти оборудование для ускорения процесса восстановления.

На данный момент для России важно продемонстрировать Западу, что длительность ремонта связана с введенными санкциями, которые ограничивают поставки энергетического оборудования. Также данная ситуация акцентирует внимание на действиях Украины, которая ранее атаковала различные энергетические объекты, такие как газокомпрессорная станция «Русская», связанная с «Турецким потоком», и нефтепровод «Дружба».

Эксперт Игорь Юшков подчеркивает, что данные события подчеркивают политику Украины, игнорирующей интересы даже своих потенциальных союзников в лице западных стран.

Эксперт подчеркивает, что вероятное поражение европейских или американских активов не было бы оправданным, так как это могло бы вызвать нежелательные последствия.

На территории России находящаяся насосная станция воспринимается как законная цель для удара. При этом вопрос о том, что станция качает казахстанскую нефть, а не российскую, вызывает сомнения в компетенции стратегов, которые определяют цель атак.

Игорь Юшков выделяет, что независимость поставщиков и наличие международных инвесторов в проекте тоже могут оставаться вне поля зрения планировщиков.

Сергей Вакуленко, экс-глава департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти», указывает на практичность выбора целей для атак дронов. Он считает, что украинские операторы анализируют местности, выбирая объекты, максимально близкие к украинским границам, что увеличивает вероятность успешного выполнения миссий.

В частности, недавно произошла атака на насосную станцию трубопровода «Дружба». Вакуленко на своем Telegram-канале упоминает, что правомерность выбора объектов может основываться на их расположении и особенности инфраструктуры в Краснодарском крае.

При этом планировщики могли обнаружить две подходящие станции на картах, одна из которых оборудована таким образом, что важно сразу не понять, где располагаются критические элементы.

В нескольких километрах от места событий расположен военный аэродром, а рельеф местности представляет собой множество препятствий.

В отличие от этого, станция КТК, являющаяся международным проектом, находится в открытом поле, где все ключевые объекты видны и компактно расположены. Это и стало причиной выбора цели для атаки.

Эксперт Игорь Юшков полагает, что для России события вокруг КТК могут даже оказаться выгодными, повышая цены на нефть на мировом рынке. Он отмечает, что колебания объемов нефти могут существенно повлиять на цены, что в свою очередь поможет компенсировать потери бюджета, так как российские компании также являются акционерами КТК.

Однако Филипп Мурадян из «Эксперт РА» сомневается, что инцидент окажет значимое влияние на рынок: спрос остается слабым, а мощности для увеличения поставок есть у других направлений.

Таким образом, ситуация остается неоднозначной, и последствия атаки потребуют дальнейшего анализа.

По материалам: vz.ru