Предложение законопроекта о запрете исключительно дистанционного обучения в лечебных учреждениях для медицинских и фармацевтических образовательных программ стало актуальным.
Этот законопроект, разработанный группой депутатов и сенаторов, направлен на улучшение качества медицинского образования и был поддержан единогласно в Госдуме, получив 433 голоса за.
Как отметил соавтор инициативы Сергей Кабышев, существующие механизмы, регулирующие квалификацию медицинских работников, недостаточно эффективны для того, чтобы они могли осваивать новые технологии и методы диагностики.
Главная цель законопроекта – это создание правового механизма, который гарантировал бы получение качественного образования в этой сфере.
На практике нередко возникают ситуации, когда учебные заведения не обладают необходимой инфраструктурой или квалифицированным кадровым составом для проведения образовательной деятельности.
Более того, в ряде случаев образовательные организации, стремясь к прибыли, заменяют полноценное обучение формальными процедурами или даже предоставляют сертификаты без фактического обучения.
Это недопустимо, подчеркнул парламентарий.
В рамках данных изменений предполагается наделить Министерство здравоохранения РФ полномочиями для разработки и утверждения типовых программ дополнительного профессионального образования в области медицины.
Для получения лицензии на образовательную деятельность требуется получить заключение Росздравнадзора, подтверждающее соответствие кадрового и материально-технического обеспечения образовательных организаций федеральным стандартам и типовым программам подготовки.
По словам Кабышева, Минздраву России будет предложено определить форму заключения, условия и порядок его выдачи, а также критерии соответствия.
В случае несоблюдения требований до 1 сентября 2025 года, необходимо будет перевести обучающихся в другие учебные заведения.
Кроме того, рассматривается запрет на исключительно электронное обучение и дистанционные технологии в рамках как среднего, так и высшего медицинского и фармацевтического образования, особенно в курсах, где необходима практическая подготовка.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, ко второму чтению законопроекта нужно учесть дополнительные аспекты, обсудив их с Министерством здравоохранения и регионами.
Он подчеркнул, что повышение квалификации врачей должно финансироваться из государственного бюджета, в отличие от текущей практики, когда медики оплачивают это самостоятельно, что является неправильным.
Председатель Госдумы отметил важность создания системы повышения квалификации медицинских работников.
Он подчеркнул, что финансирование этой задачи должно зависеть от места работы врача: областные больницы должны оплачивать обучение сотрудников, работающих в них, города — своих врачей, а федеральные центры — своих специалистов.
Важно использовать возможности специализированных учебных заведений для повышения квалификации.
Володин также добавил, что от уровня подготовки кадров в здравоохранении зависит качество медпомощи и здоровье граждан.
Он призвал делать все возможное для того, чтобы люди получали лечение у квалифицированных специалистов, особенно обращая внимание на проблему некачественного дистанционного обучения.