Психологические последствия войны для женщин и девочек

Апр 13, 2025 / 23:27

Психологические последствия войны и репрессий для женщин и девочек остаются значительной проблемой. Практически все, кто пережил гуманитарный кризис, испытывают стресс, и 20% из них сталкиваются с серьезными психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Тем не менее, лишь 2% нуждающихся получают необходимую помощь.

Это на фоне того, что только 1-2% мирового финансирования здравоохранения направляется на психическое здоровье, в то время как в условиях кризисов психические расстройства составляют до 20% всех проблем со здоровьем.

Психологические последствия войны для женщин и девочек

Отсутствие доступа к специалистам усугубляет ситуацию. В развитых странах на 100 тысяч человек приходится более 70 специалистов, в то время как в беднейших странах этот показатель стремится к нулю. В условиях затяжных конфликтов количество женщин, испытывающих последствия травм, продолжает расти, что делает ситуацию все более серьезной.

Специалисты «ООН-женщины» общались с женщинами из Афганистана, Газы, Грузии и Украины, чтобы понять влияние конфликтов на их психическое здоровье. В Афганистане после возвращения талибов женщины потеряли не только права, но и надежду на будущее. Как подчеркивает представительница «ООН-женщины» Элисон Давидиан, почти четырехлетние запреты талибов нанесли сокрушительный удар по автономии женщин и девочек.

Они исчезли из общественной жизни: на руководящих постах нет женщин, и 98% афганских женщин считают, что не могут влиять на события в своих сообществах.

Три года назад женщины в Афганистане могли участвовать в выборах, однако сейчас их права значительно ограничены. Давидиан подчеркивает, что многие из них даже не могут самостоятельно решать, когда пойти за продуктами.

Согласно недавнему отчету «ООН-женщины», 68% афганских женщин оценивают свое психическое состояние как плохое или очень плохое. В этом контексте, основательница организации «Girls Toward Leadership», Мурсалина Амин, отмечает, что разговоры о текущей ситуации приводят женщин к слезам, так как они находятся в состоянии тупика без образования, свободы передвижения и возможности самовыражения.

Стигма усугубляет положение женщин в стране - многие не могут выразить свои переживания и страдания. Амин подчеркивает, что каждая из девушек сталкивается с серьезными психологическими проблемами, но не находит слов, чтобы их описать.

Аналогичная гуманитарная катастрофа происходит и в Газе, где бесконечные бомбардировки и вынужденное переселение создают ужасающие условия для жизни. Женщины и девочки оказываются в ситуации постоянного страха и истощения.

Почти все жители Газы вынуждены покинуть свои дома, сталкиваясь с нехваткой чистой воды, еды и электричества. Система здравоохранения полностью разрушена, и 90% населения испытывают продовольственную нехватку. Сложившаяся санитарная ситуация критическая: женщины и девочки живут в переполненных убежищах, не имея возможности уединиться или получить базовые услуги и базовую безопасность.

Психологический стресс в Газе достигает критических уровней. Исследования «ООН-женщины» показывают, что 75% женщин в этом регионе страдают от депрессии, 62% испытывают бессонницу, а 65% подвергаются кошмарам и тревоге. При этом большинство из них сталкиваются с трудностями в получении необходимой медицинской помощи.

Как рассказывает 27-летняя мать троих детей из Хан-Юниса, её психическое здоровье продолжает ухудшаться: «Иногда я закрываюсь в туалете, просто чтобы поплакать». 77% опрошенных женщин берут на себя полную ответственность за воспитание детей и обеспечение семьи, что лишь усугубляет их состояние.

Десятилетия конфликтов и лишений оставили глубокие раны в жизни женщин и детей в Газе. В настоящее время около 200 тысяч человек остаются внутренне перемещенными лицами, из которых 40% живут в условиях крайне низкого уровня жизни, высокой безработицы и ограниченного доступа к медицинской помощи и другим услугам.

Психологические последствия этого кризиса весьма серьезны: 23% внутренне перемещенных лиц страдают от посттравматического стрессового расстройства, 10% — от депрессии, а 9% — от тревожности. Однако лишь треть из них смогли получить медицинское вмешательство. Многие даже не осознают свои симптомы или сталкиваются с неподъемной стоимостью лечения, а также со стигматизацией и нехваткой квалифицированных специалистов.

Исследование продемонстрировало, что среди женщин и детей, пострадавших от конфликта, уровень инвалидности, вызванный ПТСР, депрессией и тревожными расстройствами, возрос на 16%. Елена Русецкая из Женского информационного центра отметила, что проблема психического здоровья в этих регионах проявляется особенно остро. Дети страдают, слушая звуки войны, что оказывает на них глубокое влияние. Даже после прекращения боевых действий доступ к психологической поддержке остается крайне ограниченным.

Русецкая добавила, что в Грузии наблюдается значительное количество женщин, зависимых от антидепрессантов, особенно в районах, где живут внутренне перемещенные лица и беженцы. Корреляция между конфликтом и ростом зависимости от медикаментов очевидна. Для решения этой проблемы ее организация активно работает над улучшением доступа к помощи, объединяя государственных служащих, НПО и экспертов в области здравоохранения.

Ситуация усугубляется ростом гендерного насилия, который увеличился на 36% с 2022 года. Женщины сталкиваются с необходимостью выполнять больше неоплачиваемого труда; на воспитание детей они тратят до 56 часов в неделю, в то время как уровень их безработицы продолжает расти. Это сочетание факторов создает серьезные социальные и экономические вызовы для женщин в постконфликтных регионах.

Состояние психического здоровья в данный момент вызывает серьезные опасения. По данным исследования, 42% украинок находятся в группе риска депрессии, и 23% опрошенных заявляют о необходимости психологической помощи для себя или своих близких. Особенно тяжелые последствия войны ощущают беженцы, главную часть которых составляют женщины, часто оставшиеся без поддержки. Согласно информации Международной организации по миграции, 53% внутренних переселенцев сталкиваются с депрессией.

Снежана из Одессы делится своим опытом: «Из-за бомбежек мои дети не могли спать, мы были на грани истощения. Пока мы ехали к границе, я держала окна машины открытыми, чтобы показать, что у нас есть дети. Лишь после пересечения границы я почувствовала облегчение». Эти слова подчеркивают, что последствия конфликта продолжают оказывать влияние на психику даже после его окончания. Для женщин и девочек поддержка в области психического здоровья становится не просто необходимостью, а вопросом выживания и восстановления.

Чтобы помочь в этом процессе, важно включить психологическую поддержку в гуманитарные меры — от консультаций до создания безопасных пространств для исцеления. История показывает, что значимые реформы в сфере психического здоровья часто происходят после кризисов. Поэтому всем странам стоит инвестировать усилия в эту область. В условиях войны это становится особенно актуальным. «Женщины, которые пережили конфликт, открыто говорят о своих переживаниях. Им нужна помощь, и настало время их услышать», – отмечают представители «ООН-женщины». Важно сохранять внимание к этой теме и действовать на ее основе.

По материалам: news.un.org