В 2024 году завершается национальный проект «Здравоохранение», после чего с января 2025 года начнется новый проект под названием «Продолжительная и активная жизнь».
В России создана основа для цифровой трансформации медицинской сферы. Возросла медицинская грамотность граждан, что изменило взаимоотношения между врачами и пациентами: теперь пациенты становятся активными партнёрами своих докторов.
Эксперты консалтинговой компании «Право на здоровье» отметили ключевые изменения в здравоохранении за прошедший год. В рамках нацпроекта акцент был сделан на модернизацию первичного звена и улучшение материально-технической базы медорганизаций по всей стране.
Также активно развивалась помощь в борьбе с социально значимыми и орфанными заболеваниями, акцентируя внимание на здоровье детей и пожилых людей. Начата реорганизация онкологической помощи для улучшения её доступности.
Постепенно решается кадровый дефицит в медицине, а цифровизация приводит к значительным изменениям в секторе. В результате открыто 556 центров амбулаторной онкопомощи и поставлено более 13,6 тысяч единиц нового оборудования в региональные онкологические клиники.
Переоснащены 643 региональных сосудистых центра с улучшением условий для экстренных операций, включая помощь пожилым пациентам. Также внедрена программа по обеспечению бесплатными лекарствами для пациентов, перенесших критические сердечно-сосудистые операции.
Амбулаторные больные получают необходимые лекарственные препараты, а в 2024 году ожидаемая продолжительность жизни в России достигла рекордных 73,4 года. Это самое высокое значение за всю историю страны.
Ключевой задачей нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» является не только закрепление достигнутых результатов, но и их дальнейшее развитие. Одной из основных целей стало совершенствование диагностики для своевременного выявления заболеваний. В этом контексте необходимы изменения в финансировании системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Важной темой текущего года стало поэтапное обновление программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, включая новые приоритетные направления. Эксперты предсказывают, что в будущем объем затрат на медицинскую помощь будет расти быстрее, чем возможности системы ОМС. Этот тренд уже заметен: в 2023 году объем «теневых» платежей населения составил более 250 миллиардов рублей.
С учетом ограниченного бюджета системы ОМС, в 2024 году акцент был сделан на поиске новых механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для здравоохранения. Это может включать средства крупных компаний и благотворительных фондов, а также внедрение механизмов дополнительного финансирования. Одним из ярких примеров является инициатива «ОМС+», которая предполагает комбинацию платежей от пациента и государства за различные направления медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий, включая дополнительные сервисы.
Дискуссии о развитии социального пакета для сотрудников продолжатся и в следующем году, с акцентом на регулирующие инициативы.
В условиях растущего кадрового дефицита бизнес привлекает и удерживает сотрудников, предлагая им качественные социальные льготы, среди которых особенно выделяется добровольное медицинское страхование (ДМС).
Опросы среди работодателей и работников показывают, что ДМС рассматривается как важнейший элемент социального пакета.
Если раньше данная услуга была характерна для крупных компаний, то сейчас интерес к ней проявляют и малый, и средний бизнес. Это связано с ростом популярности здорового образа жизни и лучшей доступностью медицинских услуг в стране.
Примером текущих тенденций служит вопрос страхования от онкозаболеваний: наблюдается увеличение интереса как со стороны работодателей, так и индивидуальных граждан к подобным полисам. Ожидается, что аналогичные страховые продукты будут развиваться в борьбе с другими серьезными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет.
Также предсказывается рост интереса к индивидуальным страховым продуктам, где потребитель самостоятельно приобретает страховку, ожидая динамики в 10-15% ежегодно.
В то же время единая государственная система здравоохранения и ее цифровая составляющая формируются уже больше 10 лет, и эксперты утверждают, что государству удалось заложить прочный цифровой фундамент для медицины.
Сегодня большинство медицинских учреждений оснащены компьютерами и имеют доступ к интернету, что стало основой для развития электронных медицинских карт и онлайн-записи к врачу, а также телемедицины.
Очевидным достижением стали дистанционные консилиумы, которые позволяют специалистам из федеральных медицинских центров консультировать региональных коллег по сложным случаям. Это значительно улучшило доступность и эффективность оказания медицинской помощи и повысило качество лечения.
Однако после завершения федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на базе ЕГИСЗ» цифровая трансформация медицины столкнулась с новыми вызовами. Среди них развитие искусственного интеллекта, необходимость синхронизации данных и создание нормативно-правовой базы для обеспечения доступа к информации.
Особенно остро стоит проблема качества данных в ЕГИСЗ; до сих пор отсутствует единственная модель представления данных, а также процедура их проверки и контроля. В результате в системе встречается множество технических ошибок и некорректных данных, что затрудняет работу с информацией о пациентах. Эти вопросы требуют решения в ближайшие годы.
Также наблюдается рост внимания к безопасности и качеству медицинских препаратов и изделий, что связано с новыми производственными возможностями и расширением рынков. Эксперты подчеркивают, что остается актуальной проблема использования некачественных препаратов, особенно в сфере косметологии.
Доля «серого рынка» незаконно обращающихся инъекционных продуктов и медицинских изделий достигает 40-60% в зависимости от сегмента.
В целях борьбы с данной проблемой ключевые участники рынка решили объединиться и установить взаимодействие с регуляторами, включая Росздравнадзор и Минздрав России, а также МВД и Следственный комитет.
Запланировано создание «дорожной карты» для внедрения жестких мер против недобросовестных поставщиков, что поможет обеспечить безопасность и прозрачность в сфере медицинских товаров и услуг.
Основным направлением государственной политики станет формирование ответственности пациентов за собственное здоровье, а также развитие приверженности к профилактике.
В рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», который стартует в 2025 году, акцент будет сделан на пациентоориентированную модель здравоохранения.
Эта модель предполагает активное вовлечение пациентов в процесс лечения и повышение их заинтересованности в здоровом образе жизни.
Также акцентируется внимание на партнерском взаимодействии между врачами и пациентами, что сможет существенно снизить экономическое бремя, связанное с социально значимыми заболеваниями.
Продолжится внедрение подходов превентивной медицины, включая раннюю диагностику и профилактику заболеваний, что позволит сформировать у населения культуру заботы о здоровье.
Проблема игнорирования пациентами врачебных рекомендаций, самостоятельного изменения схемы лечения и прекращения терапии остается актуальной.
В 2025 году завершатся действующие нацпроекты, и на их смену придет новый нацпроект «Продолжительная и активная жизнь», направленный на увеличение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет к 2030 году и 80 лет к 2036 году.
Для достижения этой цели будет углублено исследование и разработка стратегий в областях, ранее не охваченных государственными программами, таких как ядерная медицина и инновационные методы диагностики и лечения.
Также акцент будет сделан на узкие направления медицины, включая ревматологию, пульмонологию и нефрологию.
Высокое качество медицинских услуг является важной составляющей повышения уровня жизни в стране.
Обсуждение этих вопросов пройдет на ежегодном конгрессе «Право на здоровье».