Группа ученых из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ провела исследование, направленное на изучение физиологических изменений у людей, начинающих практиковать медитацию. Они обнаружили, что начинающие медитировать испытывают не только расслабление, но и повышенное физическое напряжение. Этот факт может быть одной из причин, по которой многие люди отказываются от занятий медитацией. Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific Reports.
В современном мире медитация становится все более популярной, так как считается, что она способствует не только замедлению и расслаблению, но и оказывает положительное влияние на физическое здоровье человека. Научные исследования показывают, что регулярная медитативная практика приводит к улучшению внимания, памяти, концентрации, а также развитию творческих способностей и изменениям активности мозга.
Кроме того, медитация благоприятно воздействует на сердечно-сосудистую систему и помогает снизить уровень стресса, а также замедлять процессы старения. Все эти положительные эффекты медитации вдохновляют людей начать практиковать её, однако некоторые сталкиваются с неожиданными результатами. В предыдущих исследованиях ученые выявили две физиологические стратегии медитации.
Исследователи задались вопросами: через какое время начинаются объективные физиологические изменения при занятиях медитацией и можно ли предсказать предпочтение к какой-либо из стратегий на ранних стадиях обучения. Для того чтобы выяснить это, «Анна Русинова», «Мария Володина» и «Алексей Осадчий» из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ провели эксперимент.
В рамках проведенного исследования приняли участие 25 добровольцев в возрасте от 20 до 40 лет. Участников поделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Участники экспериментальной группы проходили восьминедельный курс даосской медитации под наблюдением инструктора, в то время как участники контрольной группы занимались прослушиванием аудиокниг. До начала и после завершения курса обе группы проходили процедуру снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для измерения активности мозга. Также изучалась частота сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, частота дыхания и кожная проводимость участников во время медитации и в состоянии покоя.
«Даосская медитация» представляет собой комплекс упражнений, направленных на достижение гармонии и настоящего момента. Она является разновидностью медитации осознанности. В рамках эксперимента она включала несколько этапов: расслабление, концентрацию на ощущениях в теле, визуализацию и глубокое дыхание в соответствии с инструкцией.
Однако результаты исследования показали, что восьминедельный курс обучения (16 часов) не привел к существенным изменениям в физиологических параметрах при погружении в медитацию. Это может свидетельствовать о том, что основные изменения в динамике физиологических показателей происходят на более поздних этапах обучения и характерны для более опытных практикующих.
Интересно отметить, что в состоянии покоя участников экспериментальной группы было обнаружено увеличение активности симпатической нервной системы, что может свидетельствовать о физиологическом возбуждении. В то же время мозг участников находился в состоянии расслабленности, что подтверждалось наличием повышенной мощности в диапазоне тета- и альфа-волн на записях ЭЭГ.
В целом исследование показало важность длительного и систематического практикования даосской медитации для достижения значимых изменений в физиологических функциях человека. Эти результаты могут быть полезны при разработке программ обучения медитации и практик в области психофизиологии.
Для нашей команды удивительным стал результат исследования. Обычно считается, что медитация способствует расслаблению и активации парасимпатической системы. Мы ожидали увидеть такой эффект у новичков в практике медитации.
Однако на начальных этапах обучения медитации, как и любого другого нового занятия, может вызывать повышенное напряжение и даже стресс. Это может объяснить почему многим людям трудно заниматься медитацией и они бросают это дело, не достигнув ощутимых результатов.
Анна Русинова, которая является автором исследования и стажером в Центре биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, считает, что для заметных изменений в процессе медитации может потребоваться больше времени и более интенсивная практика. Результаты исследования подчеркивают важность мониторинга физиологических параметров в состоянии покоя, особенно в начале занятий, для оценки прогресса в медитации.
Это исследование открывает дискуссии о пользе использования популярных устройств, которые работают по принципу биологической обратной связи, в процессе обучения медитации. Такие устройства измеряют активность мозга, сердечный ритм, частоту дыхания и другие физиологические показатели во время практики и, согласно производителям, помогают достичь желаемого состояния быстрее и эффективнее.
Однако наши результаты показали, что для новичков в медитации такие устройства могут быть не столь полезны. Возможно, если перенастроить их на мониторинг состояния покоя вне сеансов медитации, использование таких устройств станет более целесообразным для начинающих практикующих.
Мария Володина, автор исследования и научный сотрудник в Центре биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, также признает важность этого аспекта в процессе обучения медитации.