Туризм в Свердловской области в 2024 году

Мар 28, 2025 / 05:05

В 2024 году Свердловскую область посетило более 3,2 млн туристов, причем около 60% из них выбрали автомобильный загородный туризм. Власти региона активно поддерживают эту тенденцию, инвестируя миллионы рублей в развитие туристической инфраструктуры.

Свердловская область выделяется богатым историко-культурным наследием и природными достопримечательностями, однако развитию туризма мешают такие факторы, как низкий уровень придорожного сервиса, нехватка кадров и плохая информированность о возможностях региона, отмечают эксперты.

Туризм в Свердловской области в 2024 году

Согласно данным Росстата, турпоток в Свердловской области значительно увеличился, а оборот денежных средств туристов достиг 32,4 млрд рублей, что на 17% больше по сравнению с 2023 годом. Автомобильный и загородный туризм занимают ведущее место среди направлений путешествий.

Как отмечает Ольга Ергунова, президент Уральского союза туриндустрии, стремительный рост этого сегмента связан с трудностями авиасообщения и удорожанием авиабилетов. Автотуристы имеют возможность путешествовать по индивидуальным маршрутам, посещать менее загруженные места и планировать поездки согласно собственному графику.

Марина Ненарокова, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, подчеркивает, что популярность загородного отдыха возросла после пандемии, что также связано с переходом на удаленные форматы работы.

По словам Альберта Бодокии, автора Telegram-канала о туризме, загородный отдых становится все более популярным. Это связано с желанием людей сменить городскую обстановку на природу и отдохнуть от повседневной суеты. Особенно этот формат отдыха выбирают семьи с детьми, так как он обеспечивает безопасность и удобство, а также часто оказывается дешевле классических курортов.

Ссылаясь на информацию от Департамента по развитию туризма Свердловской области, эксперты утверждают, что интерес к загородному туризму за последние два года увеличился на 37%, а спрос на аренду коттеджей вырос на 45%.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в регионе был значительно увеличен номерной фонд. С 2023 по 2024 годы количество мест для размещения туристов возросло более чем на 670, включая появление новых модульных отелей и кемпингов. Общее финансирование развития туристической инфраструктуры составило свыше 2,7 млрд рублей, из которых значительная часть выделена из федерального и областного бюджетов, а также привлечена от частных инвесторов.

Примечательно, что в 2024 году открылись семь новых кемпингов, что дало возможность создать 148 мест для временного размещения.

Дополнительно, интерес к автотуризму также возрос на 28%, а количество забронированных маршрутов на выходные увеличилось на 53%. Эти результаты свидетельствуют о растущем увлечении загородным отдыхом и активным туризмом среди россиян.

По данным министерства инвестиций и развития региона, в 2023 году 35% туристов предпочли автомобильные маршруты, а 25% выбрали загородный отдых. При этом 75% путешественников отправились в самостоятельные автопутешествия, в то время как только 25% воспользовались организованными турами.

В начале 2025 года власти Свердловской области запустили программу развития автотуризма до 2030 года. Эта программа нацелена на увеличение туристического потока и улучшение качества сервиса вдоль дорог и у туристических объектов.

В рамках программы планируется создать больше кемпингов и стоянок для автотуристов, улучшить мобильную связь и обеспечить навигацию на туристических маршрутах. Также предусматривается поддержка малого и среднего бизнеса, который будет развивать инфраструктуру обслуживания вдоль дорог.

Наиболее интересными для автотуристов считаются трассы между Свердловской областью и Пермским краем, а также направления между Свердловской, Тюменской и Челябинской областями. Предлагаемые маршруты включают исторические локации, такие как Невьянск и Ирбит, а также горнозаводские города, например, Нижний Тагил и Алапаевск.

Историко-религиозные направления, такие как Ганина Яма и Верхотурье, пользуются популярностью у семейных туристов. Кроме того, Марины Ненароковой отмечает интерес к экофермам и музеям, которые предлагают уникальные впечатления, например, этнопарк «Земля предков» и гончарные мастерские в Таволгах.

В Свердловской области разрабатывается новый туристический проект - кольцевой маршрут протяженностью 2,5 тыс. км, который соединит регион с Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом.

Заместитель губернатора Дмитрий Ионин выразил уверенность в том, что данный маршрут повысит интерес к местным достопримечательностям и создаст условия для развития малого и среднего бизнеса.

На данный момент в тестовом режиме прорабатывается участок маршрута от Екатеринбурга до Югорска, где выделены так называемые «места притяжения» - Качканар, Конжаковский камень, Главный Уральский хребет и Висимский заповедник, а также музей под открытым небом.

Инвестор проекта, девелопер «Атомстройкомплекс», планирует создать сеть придорожных отелей, состоящую из восьми одно- и двухэтажных гостиниц на 40 номеров каждая. Эти отели разместятся в местах, охватывающих как главные туристические объекты, так и дополнительные заведения - музеи, кафе, пляжи.

К концу года девелопер планирует усовершенствовать технико-экономические показатели и уточнить требования к земельным участкам для их дальнейшего подбора.

Работа над проектом кольцевого маршрута продолжится весной следующего года. Альберт Бодокия подчеркнул, что для раскрытия потенциала Свердловской области в качестве направления для автомобильного туризма потребуется 3–5 лет системной работы.

Ольга Ергунова добавила, что при должной поддержке региона к 2030 году туристический поток в сегменте автотуризма может удвоиться, а в перспективе 5–7 лет область имеет шансы войти в ТОП-5 регионов по развитию этого направления.

Для достижения оптимальных результатов в области туризма необходим комплексный подход к решению ключевых проблем. Основной из них является качество дорог, так как множество туристических объектов остаются труднодоступными из-за отсутствия асфальтированных трасс или безопасных грунтовых дорог.

Кроме того, существует нехватка комфортных мест для размещения и низкий уровень сервиса вдоль маршрутов. Как отметил генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, малый и средний бизнес (МСБ) редко строит туристические объекты на трассах, поскольку это не всегда оправдывает свои затраты. Соответственно, развитие дорожной инфраструктуры зачастую инициируется людьми, которые не имеют опыта в этой области.

Часто автокемпинги представляют собой просто охраняемые участки земли, которые фактически не создают комфорт для туристов. Для того чтобы такие места стали привлекательными, необходимо их улучшение: укладка площадок для отдыха, создание зон для барбекю, игровых площадок, а также обеспечение доступности качественной питьевой воды и туалетных услуг с горячим душем. Альберт Бодокия подчеркнул, что многие интересные локации не попадают в маршруты автотуристов из-за недостаточной рекламы и отсутствия удобных путеводителей.

Туристический поток на Урале также имеет свою сезонность, о чем говорит президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. Летом туристы наслаждаются красотой природы и могут останавливаться в любом месте, а зимой короткие дни и холодное время года создают неудобства для выездов. Поэтому, по мнению Мальцева, важным шагом является создание центров притяжения, которые смогут поддерживать интерес туристов в межсезонье и в зимний период.

Культура автотуризма в Свердловской области также требует развития, чтобы этот вид отдыха стал ассоциироваться именно с регионом. Важно формировать межрегиональные туристические продукты, поскольку, по данным СберАналитики, 18,9% приезжих направляются в Челябинскую область, 11,6% — в Тюменскую, а 10,2% — в Пермский край.

Развитие автотуризма также способствует активизации придорожного сервиса, поддерживает малые музеи и создает дополнительные рабочие места. Однако для их заполнения необходимо участие образовательных учреждений, поскольку остро стоит вопрос нехватки кадров, как управляющих, так и рабочего персонала. По мнению Михаила Мальцева, эта проблема для Свердловской области является более актуальной, чем нехватка средств размещения или доступность финансирования.

По материалам: www.kommersant.ru