При работе сайтов iXBT.com используются файлы cookie и аналитические сервисы. Продолжая их посещение, вы соглашаетесь с Политикой по использованию файлов cookie.
Многие путешественники замечают, что время полета между двумя городами может отличаться в зависимости от направления. Например, полет из Москвы в Новосибирск занимает около 4 часов, тогда как обратный рейс длится на 20 минут дольше. Для маршрута Москва—Хабаровск разница составляет полчаса.

Это явление имеет несколько объяснений, среди которых ключевыми являются реактивные потоки воздуха, сила Кориолиса и особенности авиационных коридоров. Эти факторы в значительной мере зависят от вращения Земли.
Реактивные потоки — это мощные воздушные течения, которые формируются на границе стратосферы и тропосферы, известной как тропопауза. Эти быстрые потоки движутся с запада на восток, достигая скорости до 440 км/ч. Их образование связано с вращением планеты и температурной разницей между слоями атмосферы.
Зимой разница температур между экватором и полюсами достигает максимума, что приводит к усилению скорости воздушных потоков.
Самолеты, которые летят на восток, могут эффективно использовать реактивные потоки, чтобы ускорить свой полет относительно земли. Это позволяет сократить время в пути без дополнительного расхода топлива или изменения мощности двигателей, что похоже на движение судов по течению.
Исследование, проведенное учеными из Вудсхольского института океанографии и Висконсинского университета в Мэдисоне и опубликованное в журнале «Nature Climate Change», подтвердило эту связь. Исследователи проанализировали, как преобладающие ветры, особенно те, что дуют с запада на восток, влияют на скорость самолетов.
Попутный ветер работает как «двигатель», ускоряющий самолет, тогда как встречный ветер действует как тормоз, увеличивая время в пути.
Важным аспектом является также сила Кориолиса, которая отклоняет потоки в атмосфере в зависимости от их положения относительно экватора. В Северном полушарии эта сила направляет воздушные массы на восток, а в Южном - на запад. Хотя она не влияет прямо на вес самолета, она изменяет распределение реактивных потоков и, соответственно, траектории полетов.
Кроме того, воздушные коридоры, представляющие собой установленные маршруты для самолетов, играют ключевую роль в обеспечении безопасности полетов и оптимизации воздушного трафика, так как рейсы в разные направления часто следуют по различным трассам и эшелонам высоты.
Различия в продолжительности полётов на восток и запад обусловлены многими факторами.
Во-первых, важную роль играют реактивные потоки, которые оказывают влияние на скорость движения самолётов. Эти потоки образуются благодаря силе Кориолиса и благоприятно сказываются на маршрутах в восточном направлении. При этом, на обратных маршрутах могут встречаться зоны турбулентности и плотный трафик, что делает их более сложными и длительными.
Также маршруты могут варьироваться в зависимости от погодных условий, что дополнительно влияет на время полёта.
Важно отметить, что долгие перелёты на восток могут приводить к нарушению суточных ритмов человека, влияя на его самочувствие. Таким образом, сочетание природных явлений и организационных аспектов авиации обеспечивает более быстрое и эффективное перемещение на восток.