Почему время полета между городами разное

Мар 15, 2025 / 13:51

При работе сайтов iXBT.com используются файлы cookie и аналитические сервисы. Продолжая их посещение, вы соглашаетесь с Политикой по использованию файлов cookie.

Многие путешественники замечают, что время полета между двумя городами может отличаться в зависимости от направления. Например, полет из Москвы в Новосибирск занимает около 4 часов, тогда как обратный рейс длится на 20 минут дольше. Для маршрута Москва—Хабаровск разница составляет полчаса.

Почему время полета между городами разное

Это явление имеет несколько объяснений, среди которых ключевыми являются реактивные потоки воздуха, сила Кориолиса и особенности авиационных коридоров. Эти факторы в значительной мере зависят от вращения Земли.

Реактивные потоки — это мощные воздушные течения, которые формируются на границе стратосферы и тропосферы, известной как тропопауза. Эти быстрые потоки движутся с запада на восток, достигая скорости до 440 км/ч. Их образование связано с вращением планеты и температурной разницей между слоями атмосферы.

Зимой разница температур между экватором и полюсами достигает максимума, что приводит к усилению скорости воздушных потоков.

Самолеты, которые летят на восток, могут эффективно использовать реактивные потоки, чтобы ускорить свой полет относительно земли. Это позволяет сократить время в пути без дополнительного расхода топлива или изменения мощности двигателей, что похоже на движение судов по течению.

Исследование, проведенное учеными из Вудсхольского института океанографии и Висконсинского университета в Мэдисоне и опубликованное в журнале «Nature Climate Change», подтвердило эту связь. Исследователи проанализировали, как преобладающие ветры, особенно те, что дуют с запада на восток, влияют на скорость самолетов.

Попутный ветер работает как «двигатель», ускоряющий самолет, тогда как встречный ветер действует как тормоз, увеличивая время в пути.

Важным аспектом является также сила Кориолиса, которая отклоняет потоки в атмосфере в зависимости от их положения относительно экватора. В Северном полушарии эта сила направляет воздушные массы на восток, а в Южном - на запад. Хотя она не влияет прямо на вес самолета, она изменяет распределение реактивных потоков и, соответственно, траектории полетов.

Кроме того, воздушные коридоры, представляющие собой установленные маршруты для самолетов, играют ключевую роль в обеспечении безопасности полетов и оптимизации воздушного трафика, так как рейсы в разные направления часто следуют по различным трассам и эшелонам высоты.

Различия в продолжительности полётов на восток и запад обусловлены многими факторами.

Во-первых, важную роль играют реактивные потоки, которые оказывают влияние на скорость движения самолётов. Эти потоки образуются благодаря силе Кориолиса и благоприятно сказываются на маршрутах в восточном направлении. При этом, на обратных маршрутах могут встречаться зоны турбулентности и плотный трафик, что делает их более сложными и длительными.

Также маршруты могут варьироваться в зависимости от погодных условий, что дополнительно влияет на время полёта.

Важно отметить, что долгие перелёты на восток могут приводить к нарушению суточных ритмов человека, влияя на его самочувствие. Таким образом, сочетание природных явлений и организационных аспектов авиации обеспечивает более быстрое и эффективное перемещение на восток.

По материалам: www.ixbt.com