Алтайский край как центр внутреннего туризма с целебными источниками

Май 7, 2025 / 08:24

Алтайский край сегодня становится все более популярным направлением для внутреннего туризма, хотя его освоение как туристической зоны началось более ста лет назад.

Коренные жители, используя благодатные земли, почитали местные источники, реки и озера как священные, обладающие целебной силой. Эти исторические объекты для них были не просто источниками воды, но и символами сакральной жизненной энергии. Целебные родники, или «аржаны», играли особую роль в народной медицине алтайцев.

Алтайский край как центр внутреннего туризма с целебными источниками

Историк Сергей Исупов в своей книге «Крепость бийская есть главная…» описывает ритуалы, связанные с посещением таких источников. Например, перед походом к источнику требовалась подготовка: приносили угощения и специальные ленточки, а участники должны были соблюдать строгие нормы чистоты и воздержания. Это включало отказ от алкоголя, участие в трауре и нежелание иметь интимные связи в течение месяца.

Русские поселенцы, познавая природу края, также стали замечать целебные свойства минеральных источников. Одним из ярких примеров является Серебряный ключ, где сейчас находится известный санаторий «Рассветы над Бией». Об этом месте с целебной водой знали давно, что подчеркивает старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин.

Следует отметить, что местные минеральные источники и оздоровительные практики, существовавшие здесь столетиями, не теряют своей актуальности и в современном туризме.

Село Стан-Бехтемир — это старинное казацкое поселение, которое некогда было заселено кочевыми племенами. Эти народы называли местность «Би-Те-Мур», что переводится как «святые воды, впадающие в Бию». В 1730 году здесь был основан Бехтемирский форпост, а в 1754 году подполковник Семен Колобов сообщал о целебных свойствах местного источника в томскую канцелярию.

Вскоре рядом с ручьем открыли лечебницу для ветеранов и больных солдат Бийской крепости, что подчеркивает важность данной местности для медицинских нужд того времени.

Историк Сергей Исупов также упоминает целебный источник в своей книге. Он описывает, как полковник Петр Четов распорядился использовать «воды серебряной» для лечения солдат, страдающих от различных заболеваний.

Исупов, трудившийся в Бийском краеведческом музее им. Виталия Бианки, делится своими воспоминаниями о том времени, когда он систематизировал дореволюционные почтовые открытки. В этом процессе ему попалась одна необычная открытка, написанная в марте 1893 года П. Митрофановым из Тобольска, адресованная племяннику Владимиру.

Таким образом, Стан-Бехтемир не только несет историю старинных кочевников, но и представляет собой важную страницу в истории России, связанную с медицинскими практиками и личными переписками обычных людей.

Сергей Исупов в своей книге упоминает интересный отрывок из открытки, где говорится о том, как после отдыха на алтайском воздухе и лечения диким медом в Черге, автор почувствовал себя совершенно здоровым и вновь надеется посетить Алтай. Этот фрагмент историк квалифицирует как одно из первых свидетельств появления оздоровительного туризма в регионе.

К началу 1910-х годов туристические поездки на Алтай становятся массовыми, главным образом благодаря популярности курортов. Жители Томска, Новониколаевска (ныне Новосибирск), Барнаула и Бийска стремятся поправить здоровье в горной местности, получая облегчение от городской жары и загрязнений.

Первых путешественников того времени называли «дачниками» и «воздушниками», и они активно искали целительные свойства специфического климата и хвойной тайги, вдыхая свежий воздух. Особой популярностью пользовались бальнеологические туры на Рахмановские ключи, в Белокуриху и Чемал, а также лечебные поездки на кумысные фермы в Черном Аную и Тюдралы.

Параллельно с медицинским туризмом развивалась и познавательная его форма, куда входили поездки к Телецкому озеру, Белухе и Уймонской долине.

Также в 1901 году в Санкт-Петербурге было создано Российское общество туристов (РОТ), занимающееся организацией путешествий для знаний, особенно для аристократии и среднего класса, включая поездки на Алтай.

В январском номере 1901 года журнала «Русский турист» обсуждалась цель Российского общества туристов. Статья подчеркивала богатство и разнообразие России, ее культурное наследие и живописные города. Поднимался вопрос: действительно ли мы знаем свою страну и стремимся ли глубже изучать места, где живем? Это был призыв к патриотизму и участию в туристическом движении.

С 1911 по 1913 годы РОТ организовывал маршруты в Алтае, начиная с Бийска и охватывая такие живописные места, как Телецкое озеро, Чемал и Белокуриха. Туристов перевозили на специально изготовленных линейках и бричках, что способствовало распространению туристической культуры в регионе. В это время в Бийске также начали активно развиваться краеведы и пропагандисты туризма, среди которых выделялись издатель газеты «Алтай» П.В. Орнатский и краевед И.И. Рычкалов, известные своими усилиями по популяризации оздоровительного и познавательного туризма.

Вопреки общему мнению об упадке интереса к местным достопримечательностям, такие личности, как уездный исправник Владимир Павлович Штейнфельд, писавший о горном Алтае в своих трудах, подчеркивали потенциал региона как оздоровительного курорта. Его книга, изданная в начале 1910-х, содержала рекомендации по оздоровлению с помощью кумыса и купаний на свежем воздухе, указывая на всеобъемлющие перспективы Бийска как туристической зоны.

Таким образом, в начале XX века закладывались основы для дальнейшего развития туристической инфраструктуры и сознания в России.

Несмотря на слабую развитость дорожной инфраструктуры, наши предки искали пути к приключениям. В 1911 году сибирский ученый и путешественник Василий Сапожников описывал радостные ощущения от верховой езды по красивым местам, даже у дам, которые не были опытными наездницами.

Однако наибольшей популярностью пользовались бальнеологические туры в Белокуриху, известную своими горячими минеральными источниками. Информация о целебных свойствах этих вод появилась в «Томских губернских ведомостях» в 1867 году, что привлекло внимание к Алтаю как к курортному месту.

К 1911 году летом здесь отдыхали около 500 курортников, в основном для лечения ревматизма. Популярностью также пользовались маршруты к маральникам, где предлагались горячие ванны из «варочной воды».

По материалам: biwork.ru