Максим Дунаевский о музыке и культурных инициативах в регионах

Июл 29, 2025 / 10:42

Максим Дунаевский, знаменитый композитор, создал музыку более чем к 60 фильмам, среди которых такие известные работы, как «Карнавал», «Мэри Поппинс, досвидания!», «В поисках капитана Гранта» и «Д'Артаньян и три мушкетера». В настоящее время он занимает пост художественного руководителя Московской областной филармонии и является президентом фестиваля «Музыкальное сердце театра», который предоставляет возможность молодым музыкантам проявить себя.

В интервью для «Газеты.Ru» Дунаевский поделился мнением о современной музыке, выразив свое негативное отношение к творчеству Моргенштерна, а также осветил тему о неудавшемся произведении.

Максим Дунаевский о музыке и культурных инициативах в регионах

Комментируя свою цитату с фестиваля, где он отметил, что за пределами Москвы творческая жизнь разворачивается иначе, композитор подчеркнул, что концертные залы сосредоточены в столице и крупных городах. В меньших населенных пунктах ситуация сложнее: здесь зачастую имеют место старые дома культуры, нуждающиеся в ремонте, что сказывается на полноценности концертной жизни. Московская областная филармония, по словам Дунаевского, призвана развивать культурные инициативы в регионах.

На вопрос о поддержке начинающих артистов и музыкантов Дунаевский считает, что это всегда была обязанность государства. Он подчеркивает, что у многих академических учреждений нет достаточного финансирования для полноценной поддержки новых талантов, как это может позволить себе шоу-бизнес. Таким образом, необходима как государственная инициатива, так и поддержка со стороны независимых структур для сохранения и развития музыкальной культуры в области.

Актуальность государственного финансирования искусства остается критически важной. В странах, таких как Франция, даже маленькие города имеют концертные залы и театры, поддерживаемые финансами государства. В России ситуация иная: конкуренция с бюрократией и минимальное финансирование усложняют развитие театров.

Например, Новосибирск выделяется как один из ведущих театральных центров, с множеством награждённых музыкальных театров. Даже не музыкальные театры выступают с музыкальными спектаклями, обеспечивая разнообразие культурных программ.

Тем не менее, возникает вопрос о реальной пользе музыкальных конкурсов для артистов. Шоу типа «Голос» иногда вызывает сомнения, ведь сложно вспомнить успешные карьеры его участников. Несмотря на появление временной популярности, такие конкурсы редко способствуют устойчивому успеху. Часто популярность участников является лишь мимолетным явлением, и их яркость затмевается со временем.

В этом контексте фестивали, такие как «Музыкальное сердце театра», играют важную роль для молодых талантов. Это не только площадка для демонстрации работ, но и возможность для начинающих авторов и исполнителей увидеть, что происходит в жанре. Фестивали и премии могут служить индикаторами новых тенденций и помогать артистам находить свое место в мире искусства.

Вопрос образования в сфере искусства остается актуальным. Многие артисты, несмотря на отсутствие формального диплома, продолжают успешные карьеры, что поднимает вопрос о значимости музыкального образования.

Важность образования в любой сфере, включая музыку, сложно оспорить. К сожалению, современные системы обучения часто оказываются менее серьезными и ответственными по сравнению с прежними стандартами. Это приводит к тому, что качество образования становится предметом обсуждения и общественного запроса.

Существуют мнения о том, что музыкой должны заниматься исключительно профессиональные музыканты, что подчеркивает необходимость системного подхода в искусстве. Кроме того, интерес к классическим композициям, таким как произведения Моцарта, все еще велик, и новые постановки, такие как «Дон Жуан», подтверждают это.

Однако на эстрадной сцене наблюдается stagnation — отсутствие реального развития. Текущая ситуация требует переосмысления подходов и методов работы как в образовании, так и в музыкальной культуре.

Я хорошо осведомлен о западной музыке, ее развитии и правилах. В нашем шоу-бизнесе нет четких законов, царит хаос — подъем на хайпе и ничего больше. Нет настоящего направления и творчества, поэтому обсуждать это порой не хочется. Тем не менее, не могу не спросить: что вы думаете о творчестве рэпера Моргенштерна, который в России признан иностранным агентом и сейчас очень популярен?

Понимаете, такая музыка нацелена на шокирование, вызов дискуссии и провокацию. Она не имеет никакого отношения к искусству и не может оцениваться по его стандартам. Фрики всегда существовали и будут существовать — это часто люди с ограниченными талантами, которые идут на крайние меры, лишь бы их заметили и услышали.

Сейчас существует множество направлений и течений в музыкальном искусстве, и трудно выделить что-то одно. Есть новаторские спектакли и традиционные исполнения, имеется разделение на «наши» и западные подходы к искусству. В одном из недавних интервью вы упомянули, что «показ голой задницы на сцене иногда приносит больше выгоды, чем исполнение симфонии Малера». Считаете ли вы это обнажение искусством или лишь дешевым приемом?

Да, это, безусловно, дешевый прием. Я имел в виду, что показать обнаженную задницу в комедийном контексте для привлечения смеха иногда оказывается гораздо выгоднее, чем ставить серьезное произведение.

Вы, вероятно, слышали о нашумевшей постановке Кирилла Серебренникова «Машина Мюллера», которая подвергалась критике из-за изобилия наготы. Если о чем-то говорят много, значит, это сделано целенаправленно для повышения популярности. Я сам спектакль не видел, но предполагаю, что это тот самый эпатаж, о котором мы упоминали. Другие ключи к пониманию этой работы отсутствуют.

В 2020 году вы написали музыку для мультсериала «Зебра в клеточку». Музыка для детских мультфильмов проще в плане написания?

Совсем нет! Как говорил Толстой, которого, вероятно, цитировали Станиславскому, писать для детей нужно так же, как для взрослых, но еще лучше.

Существует ли, на ваш взгляд, что-то менее признанное, о чем вы хотели бы, чтобы говорили так же часто, как о музыке к фильму «Д'Артаньен и три мушкетера»?

Да, есть одно незаслуженно забытое произведение — «Саломея, царевна Иудейская» по пьесе Оскара Уайльда, написанное в конце 80-х — начале 90-х годов. Это было крайне неудачное время для театральной жизни и популяризации искусства. К сожалению, оно стало мертвым временем. Я мечтаю о том, чтобы это произведение вновь увидело сцену и получило должное внимание.

По материалам: www.gazeta.ru