Как российская поп-культура влияет на Западные чартов

Фев 22, 2025 / 10:47

Как русские могут вызвать переполох на Западе? Не только с помощью диверсий или нового оружия, но и через культуру.

Песня, исполненная российскими школьницами, врывается в американский танцевальный чарт, собирая миллионы просмотров на стриминговых платформах, несмотря на санкции и бойкоты. На фоне того, как западные политики борются с Россией, дети танцуют под русский шлягер, который, казалось бы, пропагандирует патриархат и сексизм.

Как российская поп-культура влияет на Западные чартов

В середине февраля песня «Сигма-боя» на YouTube набрала 80 миллионов просмотров, что подчеркивает ее популярность, даже без клипа. Основной площадкой для ее распространения стали короткие видео на TikTok и Instagram.

Песня, появившаяся в прошлом году, в декабре заняла первое место в чарте Viral Global 50 на Spotify, вызвав обеспокоенность в Европе. Немецкая газета Die Tageszeitung выступила с критикой, утверждая, что пользователи не поддерживают блокаду российской поп-культуры, предпочитая ее украинским исполнителям, которые поют о борьбе за права женщин в сложные времена.

Распространение творчества российских школьниц в TikTok вызывает обеспокоенность, особенно среди западных журналистов.

Один из ярких примеров – песня, которая, по мнению немецкой журналистки, прославляет сексизм и насилие, ставя под угрозу молодежь.

В январе эта тема достигла Европарламента, где депутат Нела Риль призвала запретить композицию «Сигма-боя», утверждая, что она пропагандирует патриархальные ценности и пророссийские взгляды.

Также Риль отметила, что выступления дуэта русских школьниц противоречат нравственным нормам Европы.

В феврале тему поднимал и Совет национальной безопасности и обороны Украины, который увидел в герое песни не просто «токсичного мужчину», а «сильного лидера», намекая на президента Владимира Путина.

Киев подчеркивает, что Россия использует музыку в качестве инструмента.

Виталий Милонов, депутат Госдумы, выступает против негативного восприятия девушек, исполняющих творчество под названием «Сигма-бой». Он считает, что вместо осуждения их следует поощрять, направляя в музыкальные школы для раскрытия их талантов. Милонов раскритиковал активистов, предлагая им обратить внимание на более серьезные проблемы, такие как ранние браки среди девятилетних в некоторых культурных кругах.

Пара Чертищевой и Янковской вызывает некоторые ассоциации с известным дуэтом «Тату», однако отличие очевидно. Чертищева и Янковская моложе своих предшественниц, и их творчество основано на гетеросексуальной лирике подростков. В отличие от «Тату», чье искусство приковывало внимание через скандальную лесбийскую тематику, их проект более скромен и ориентирован на Российский рынок.

Песня «Сигма-бой» отражает новый интернет-тренд, связанный с образом сигмы – самодостаточного мужчины, не следящего за иерархией, где традиционно на вершине стоит альфа-самец. Эта концепция находит резонирование у молодежи, что, в свою очередь, подчеркивает важность культурных изменений и течений в современном обществе. Обсуждение ухудшения имиджа России на Западе также остается актуальным, особенно на фоне успеха подобных феноменов.

Создатели композиции «Сигма-бой» – композитор Михаил Чертищев и текстовик Серафим Сидорин, работающие под лейблом Rhymes Music, не углублялись в сигма-идеологию при написании.

Чертищев известен благодаря музыке к детским анимационным проектам, включая песни для «Барбоскины» и «Иван-царевич и Серый Волк 2». Сидорин, более известный как Мукка, добился популярности с хитом «Девочка с каре».

Хореографическое сопровождение к «Сигма-бою» разработала его супруга Светлана, имеющая опыт работы в этой сфере. Она — дочь Чертищева и уже в восемь лет продемонстрировала свои творческие способности, записав песню «Симпл димпл поп ит сквиш». ЖК также проявляет себя в музыкальной сфере, создавая такие треки, как «Коронавирус, уходи».

Однако настоящим хитом стал «Сигма-бой», что объясняется несколькими факторами: его запоминающийся припев, который можно услышать с первых секунд, делает песню заметной на фоне других.

Композиция ловко сочетает элементы поп-рэпа и детской непосредственности, что способствует её успешному распространению в социальных сетях. Также стоит отметить, что короткие видео, связанные с сигмами, на сегодняшний день набирают миллионы просмотров, что усиливает интерес к данной песне.

Песня, о которой идет речь, вызвала дискуссии о возможном сексизме и пропаганде патриархальных ценностей.

Хотя многие утверждают, что в ней присутствуют признаки насилия, на самом деле в тексте нет прямых упоминаний об этом.

Лирическая героиня заинтересована в «сигма-бое», но показывает свою самоуверенность, говоря: «Я такая вся, что добиваться будешь год».

Это противоречит характеру сигма-движения, так как его представители не склонны тратить время на такие ухаживания.

Размышления о сложностях общения между мужчинами и женщинами, возможно, можно считать частью подростковой влюбленности, которая присутствует в песне.

Признаваясь, что «годы буду ждать, когда ты меня добьешься», героиня тем самым демонстрирует равнодушие со стороны юноши, что усиливает ее позицию.

Недостатка в глубоких размышлениях в этой песне нет, особенно если обратить внимание на «сигма-фейс» – выражение, заимствованное от Патрика Бэйтмана из «Американского психопата».

Эта символика, хоть и спорная, стала частью идентификации сигма-движения, что поднимает дополнительные вопросы о его духе и значении, о которых стоит поразмыслить.

Споры о песне отражают более широкий контекст восприятия мужских и женских ролей в обществе, и как они интерпретируются через популярную культуру.

Вопросы о том, что считать сексизмом и где провести грань между романтикой и манипуляцией в отношениях, остаются актуальными и требуют внимательного анализа.

Социальные сети кишат фрагментами фильма «Американский психопат», где молодой банкир Патрик Бэйтман ведет двойную жизнь, совмещая карьеру с жестокими фантазиями об убийствах.

Мэрри Хэрон, автор фильма, показал, как к женщинам герой относится потребительски, что создает связь между образом «сигма-боя» и темами сексизма и насилия.

Однако, когда молодые люди имитируют сигма-фейс, они не стремятся идентифицировать себя с маньяком.

Бэйтман завоевал популярность благодаря стильным костюмам и уверенным манерам, что и привлекает внимание молодежи на TikTok и YouTube.

Они воспринимают сигма-боя как идеал, с которым было бы интересно взаимодействовать.

Термин «сигма-мужчина» ввел Теодор Роберт Бил, известный как Vox Day.

В начале 2010-х он оспорил классический образ альфа-самца, считая его слишком агрессивным и доминирующим.

Вместо этого Бил представил идеализированный образ героев-одиночек: сильных, умных и талантливых личностей, которые отвергают шумные баталии за власть и доминирование в обществе.

Таким образом, образ сигма-мужчины оказался более привлекательным для молодежи, стремящейся к независимости и личностному росту.

Джон Александер, пластический хирург и автор бестселлера «Сигма-мужчина: чего на самом деле хотят женщины», пропагандирует идеи, впервые подхваченные Билом.

Сигма-мужчины, такие как Чайлд Гарольд, Онегин и Печорин, а также культовые персонажи из фильмов и сериалов – примеры таких людей можно найти в культуре повсюду.

Важно отметить, что в последние годы концепция сигма-мужчины постепенно приобрела популярность среди молодежи, особенно среди тех, кто испытывает трудности в социализации вне интернета.

Идеология сигмы, отходящая от традиционной иерархии, со временем стала ассоциироваться с гордым одиночеством и даже психопатией.

Персонажи, такие как Патрик Бэйтман и Томас Шелби из «Острых козырьков», стали символами этой новой философии, вытеснив более классические образы, например, персонажи Клинта Иствуда.

В результате представление о сигма-мужчине эволюционировало до карикатурного образа: теперь его воспринимают как человека, зацикленного на своих комплексах и использующего концепцию сигмы как предлог для своей социальной неуместности.

Либеральные медиа зачастую воспринимают теорию сигмы как проявление правой консервативной идеологии, ассоциируя её даже с концепцией сверхчеловека Ницше.

Однако большинство подростков, которые активно делятся сигма-мемами в социальных сетях, не осознают этого контекста. Для них сигма — это просто харизматичный персонаж, вызывающий симпатию, несмотря на альтернативные идеологии.

Для тех, кто следит за социокультурными переменами и волнуется о будущем либерального мира, успех песни «Сигма-бой» из России может показаться тревожным.

Интересно, что призывы к запрету этой песни в Европе скорее всего изменились бы, если бы она была произведена во Франции или Южной Корее.

В первую очередь их беспокоит успешность российских исполнителей, таких как Betsy и Янковская, которые смогли завоевать мировую аудиторию, несмотря на все ограничения.

Это показывает, что для достижения успеха на международной арене не обязательно следовать традиционным стандартам шоу-бизнеса, таким как исполнение на английском языке или большие бюджеты на продвижение.

Если композицией удается зацепить слушателей, то никаких границ ей не страшны.

По материалам: profile.ru