Сегодня мы познакомимся с Андреем Шичко, концертмейстером балета Приморской сцены Мариинского театра. Этот талантливый музыкант ежедневно помогает танцорам балетной труппы совершенствовать свои партии, обеспечивая их музыкальное сопровождение.
Андрей родился в Бобруйске (Беларусь) и начал свой путь в музыке с окончания Республиканского музыкального колледжа в Минске в 2013 году. Затем он продолжил обучение в Белорусской государственной академии музыки, а позже — в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского под руководством известного профессора Михаила Воскресенского.

Шичко значительно отметился на международной сцене, став лауреатом множества конкурсов, среди которых III Международный конкурс пианистов в Японии и Брестский международный конкурс во Франции. Его карьера включает выступления сольно и с оркестрами в различных странах Европы и Азии.
С июля 2023 года он занимает должность концертмейстера балетной труппы Приморской сцены, а в январе 2025 года принимает участие в премьерном спектакле балета Игоря Стравинского «Свадебка» в качестве солиста-пианиста.
Андрей Шичко обозначает свою роль как посредника между музыкой и танцем, что подчеркивает важность взаимодействия между исполнителями на сцене.
Совершенно верно, балет представляет собой уникальное соединение музыки и танца. Они не могут существовать друг без друга, так как музыка создает атмосферу, а танец выражает чувства. В отличие от человеческих языков, которые используют слова, балет и музыка передают эмоции через движение и звуки. Артисты, погружаясь в свои внутренние переживания, стремятся передать эти эмоции зрителю.
Основная задача исполнителей заключается в том, чтобы интерпретировать чувства так, чтобы зритель мог понять, в каких обстоятельствах возникает та или иная эмоция. Именно через это взаимодействие артистов и зрителей возникают настоящие чувства на сцене.
К сожалению, иногда бывает так, что даже технически безупречный спектакль не вызывает никакой эмоциональной отдачи. Это можно сравнить с изучением иностранного языка без понимания его значений: техника важна, но без эмоций она пуста.
В искусстве, в том числе и в балете, важно не только стремление к совершенству, но и умение делиться частичкой своей души с другими. Это именно то, что позволяет создавать по-настоящему завораживающие выступления.
Язык балета, с его терминами, такими как «батман» и «фуэте», основан на французском, тогда как музыкальная терминология чаще относится к итальянскому. Однако, современная музыка включает диверсификацию терминов — здесь можно встретить французские, немецкие и даже русские слова, поскольку выбор специфик зависит от композитора. Например, Александр Скрябин использовал французскую терминологию в своем позднем творчестве, в то время как Шуман работал на немецком языке.
Андрей Шичко, концертмейстер балета во Владивостоке, объясняет, что он лишь недавно начал осваивать балетные термины, так как в Московской консерватории их не преподают. Будучи пианистом, он больше обучался аккомпанированию певцам. Теперь, стартуя со своего второго сезона на Приморской сцене Мариинского театра, он погружается в балетную практику — посещает репетиции, наблюдает за работой других концертмейстеров, делая заметки и задавая вопросы.
Несмотря на теоретические знания, он отметил, что на практике все оказывается совершенно иначе: работа концертмейстера требует постоянных проб и ошибок и ряда репетиций, чтобы достичь гармонии в исполнении.
В музыке у нас есть ноты, которые помогают представить, что и когда должно произойти. В балете такая структура отсутствует; исполнители учатся через демонстрацию движений от своих мастеров. Движения в балете иногда не соответствуют музыке, и они могут происходить между звуками, что невозможно записать — это нужно просто почувствовать.
Как я стал концертмейстером, несмотря на то, что родился в Белоруссии и оказался во Владивостоке? Изначально я мечтал о сольной карьере, и во время учебы в Минске и Москве активно участвовал в конкурсах и получал приглашения на выступления. Однако пандемия все изменила: предложения приостановились, я столкнулся с финансовыми трудностями и начал работать курьером, подрабатывал частными уроками.
В какой-то момент я устроился концертмейстером в музыкальную школу, где подыгрывал хору и вокалистам. Это дало мне опыт и новые знания. Я понял, что люблю музыку и готов делать все возможное, чтобы лучше ее понимать и развиваться как музыкант. Работа с профессионалами и любителями обогатила мой опыт, и я видел в каждом моменте возможность научиться чему-то новому.
Переезд из Москвы во Владивосток стал для меня сложным, но необходимым шагом. Музыка всегда была частью моей жизни, и однажды я встретил знакомого скрипача, который работал в оркестре Приморской сцены Мариинского театра. Он предложил мне попробовать себя в роли концертмейстера. Хотя мысль о переезде из столицы в дальний край показалась мне довольно рискованной, я начал взвешивать все за и против.
Работая в Владивостоке, я ощутил первостепенные плюсы. Здесь нет той постоянной борьбы за выживание, как в Москве, где каждый месяц нужно думать, как оплатить жилье и другие расходы. Я нашел здесь спокойствие, необходимые условия для творчества и личное пространство. Меньше людей вокруг дает возможность сосредоточиться на музыке и самореализации.
Говоря о работе концертмейстера, представляю важность трех основополагающих элементов музыки: песни, танца и марша. Каждый из этих компонентов открывает новые горизонты для понимания музыки. Работа с различными вокалистами в Москве и взаимодействие с артистами Большого театра дали мне понимание настоящего пения и его значения в музыке.
В настоящее время, когда марш и ритмика становятся частью поп-культуры, я воспринимаю их как источник энергии. Вне зависимости от изменений в музыкальном ландшафте, важно оставаться верным себе и продолжать исследовать глубины музыки, что я делаю с радостью, живя и работая в этом прекрасном городе.
Танец – это не просто движение под музыку, это форма искусства, способ самовыражения и передачи эмоций. Понимание танца одновременно является важным аспектом для музыканта, так как он помогает лучше воспринимать музыку и ее интерпретацию.
Отношения между артистами балета и концертмейстером важны, но не главные. Главное – взаимоуважение. Даже если мы не понимаем друг друга, это не должно мешать совместной работе. Каждый член нашего театра – от уборщиц до режиссёров и экономистов – является частью одной команды, работающей над созданием спектакля. Без нашей слаженной работы этого действа не было бы.
Как концертмейстеры, мы, с Натальей Трембачевой и Евгением Каневским, не делим труппу на группы. У нас нет подопечных, вся труппа проходит через наши глаза и уши. Мы проводим часы в зале, чтобы создать идеальный спектакль вместе, и как бы сложно ни было, мы остаемся командой, в которой каждый выполняет свою важную роль.
В начале профессиональной карьеры важно было психологически подготовиться к сложностям, которые могут возникнуть. Постепенно, когда ты погружаешься в этот мир, осознаешь, что многому можно научиться через практику.
Опытные коллеги справляются с заданиями на автомате, а вот я еще не достиг такого уровня. Работа в эмоциональном и физическом плане целиком требует от меня усилий. Каждый балет — это уникальная история, где учитываются разные факторы: рост, вес и психологический тип танцовщицы. Наблюдая за балеринами, я вижу, как их физические параметры влияют на ритм и подачу эмоций. Главная цель в этом искусстве — достучаться до зрителя, выразив заданные чувства.
Мой подход к работе постоянно меняется, поскольку я учусь адаптироваться и находить оптимальный баланс между энергией и конечным результатом. Я отношусь ко всему, что вижу, как к искусству и анализирую, как оно функционирует. Мне важно ежедневно чему-то учиться и подчеркивать для себя выводы. Каждое новое знание изменяет моё восприятие мира и обогащает меня как личность. Благодаря этому жизнь становится разнообразной и насыщенной, и я ценю, что каждый день приносит что-то новое.