Андрей Шичко концертмейстер Приморской сцены Мариинского театра

Мар 23, 2025 / 11:50

Сегодня мы познакомимся с Андреем Шичко, концертмейстером балета Приморской сцены Мариинского театра. Этот талантливый музыкант ежедневно помогает танцорам балетной труппы совершенствовать свои партии, обеспечивая их музыкальное сопровождение.

Андрей родился в Бобруйске (Беларусь) и начал свой путь в музыке с окончания Республиканского музыкального колледжа в Минске в 2013 году. Затем он продолжил обучение в Белорусской государственной академии музыки, а позже — в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского под руководством известного профессора Михаила Воскресенского.

Андрей Шичко концертмейстер Приморской сцены Мариинского театра

Шичко значительно отметился на международной сцене, став лауреатом множества конкурсов, среди которых III Международный конкурс пианистов в Японии и Брестский международный конкурс во Франции. Его карьера включает выступления сольно и с оркестрами в различных странах Европы и Азии.

С июля 2023 года он занимает должность концертмейстера балетной труппы Приморской сцены, а в январе 2025 года принимает участие в премьерном спектакле балета Игоря Стравинского «Свадебка» в качестве солиста-пианиста.

Андрей Шичко обозначает свою роль как посредника между музыкой и танцем, что подчеркивает важность взаимодействия между исполнителями на сцене.

Совершенно верно, балет представляет собой уникальное соединение музыки и танца. Они не могут существовать друг без друга, так как музыка создает атмосферу, а танец выражает чувства. В отличие от человеческих языков, которые используют слова, балет и музыка передают эмоции через движение и звуки. Артисты, погружаясь в свои внутренние переживания, стремятся передать эти эмоции зрителю.

Основная задача исполнителей заключается в том, чтобы интерпретировать чувства так, чтобы зритель мог понять, в каких обстоятельствах возникает та или иная эмоция. Именно через это взаимодействие артистов и зрителей возникают настоящие чувства на сцене.

К сожалению, иногда бывает так, что даже технически безупречный спектакль не вызывает никакой эмоциональной отдачи. Это можно сравнить с изучением иностранного языка без понимания его значений: техника важна, но без эмоций она пуста.

В искусстве, в том числе и в балете, важно не только стремление к совершенству, но и умение делиться частичкой своей души с другими. Это именно то, что позволяет создавать по-настоящему завораживающие выступления.

Язык балета, с его терминами, такими как «батман» и «фуэте», основан на французском, тогда как музыкальная терминология чаще относится к итальянскому. Однако, современная музыка включает диверсификацию терминов — здесь можно встретить французские, немецкие и даже русские слова, поскольку выбор специфик зависит от композитора. Например, Александр Скрябин использовал французскую терминологию в своем позднем творчестве, в то время как Шуман работал на немецком языке.

Андрей Шичко, концертмейстер балета во Владивостоке, объясняет, что он лишь недавно начал осваивать балетные термины, так как в Московской консерватории их не преподают. Будучи пианистом, он больше обучался аккомпанированию певцам. Теперь, стартуя со своего второго сезона на Приморской сцене Мариинского театра, он погружается в балетную практику — посещает репетиции, наблюдает за работой других концертмейстеров, делая заметки и задавая вопросы.

Несмотря на теоретические знания, он отметил, что на практике все оказывается совершенно иначе: работа концертмейстера требует постоянных проб и ошибок и ряда репетиций, чтобы достичь гармонии в исполнении.

В музыке у нас есть ноты, которые помогают представить, что и когда должно произойти. В балете такая структура отсутствует; исполнители учатся через демонстрацию движений от своих мастеров. Движения в балете иногда не соответствуют музыке, и они могут происходить между звуками, что невозможно записать — это нужно просто почувствовать.

Как я стал концертмейстером, несмотря на то, что родился в Белоруссии и оказался во Владивостоке? Изначально я мечтал о сольной карьере, и во время учебы в Минске и Москве активно участвовал в конкурсах и получал приглашения на выступления. Однако пандемия все изменила: предложения приостановились, я столкнулся с финансовыми трудностями и начал работать курьером, подрабатывал частными уроками.

В какой-то момент я устроился концертмейстером в музыкальную школу, где подыгрывал хору и вокалистам. Это дало мне опыт и новые знания. Я понял, что люблю музыку и готов делать все возможное, чтобы лучше ее понимать и развиваться как музыкант. Работа с профессионалами и любителями обогатила мой опыт, и я видел в каждом моменте возможность научиться чему-то новому.

Переезд из Москвы во Владивосток стал для меня сложным, но необходимым шагом. Музыка всегда была частью моей жизни, и однажды я встретил знакомого скрипача, который работал в оркестре Приморской сцены Мариинского театра. Он предложил мне попробовать себя в роли концертмейстера. Хотя мысль о переезде из столицы в дальний край показалась мне довольно рискованной, я начал взвешивать все за и против.

Работая в Владивостоке, я ощутил первостепенные плюсы. Здесь нет той постоянной борьбы за выживание, как в Москве, где каждый месяц нужно думать, как оплатить жилье и другие расходы. Я нашел здесь спокойствие, необходимые условия для творчества и личное пространство. Меньше людей вокруг дает возможность сосредоточиться на музыке и самореализации.

Говоря о работе концертмейстера, представляю важность трех основополагающих элементов музыки: песни, танца и марша. Каждый из этих компонентов открывает новые горизонты для понимания музыки. Работа с различными вокалистами в Москве и взаимодействие с артистами Большого театра дали мне понимание настоящего пения и его значения в музыке.

В настоящее время, когда марш и ритмика становятся частью поп-культуры, я воспринимаю их как источник энергии. Вне зависимости от изменений в музыкальном ландшафте, важно оставаться верным себе и продолжать исследовать глубины музыки, что я делаю с радостью, живя и работая в этом прекрасном городе.

Танец – это не просто движение под музыку, это форма искусства, способ самовыражения и передачи эмоций. Понимание танца одновременно является важным аспектом для музыканта, так как он помогает лучше воспринимать музыку и ее интерпретацию.

Отношения между артистами балета и концертмейстером важны, но не главные. Главное – взаимоуважение. Даже если мы не понимаем друг друга, это не должно мешать совместной работе. Каждый член нашего театра – от уборщиц до режиссёров и экономистов – является частью одной команды, работающей над созданием спектакля. Без нашей слаженной работы этого действа не было бы.

Как концертмейстеры, мы, с Натальей Трембачевой и Евгением Каневским, не делим труппу на группы. У нас нет подопечных, вся труппа проходит через наши глаза и уши. Мы проводим часы в зале, чтобы создать идеальный спектакль вместе, и как бы сложно ни было, мы остаемся командой, в которой каждый выполняет свою важную роль.

В начале профессиональной карьеры важно было психологически подготовиться к сложностям, которые могут возникнуть. Постепенно, когда ты погружаешься в этот мир, осознаешь, что многому можно научиться через практику.

Опытные коллеги справляются с заданиями на автомате, а вот я еще не достиг такого уровня. Работа в эмоциональном и физическом плане целиком требует от меня усилий. Каждый балет — это уникальная история, где учитываются разные факторы: рост, вес и психологический тип танцовщицы. Наблюдая за балеринами, я вижу, как их физические параметры влияют на ритм и подачу эмоций. Главная цель в этом искусстве — достучаться до зрителя, выразив заданные чувства.

Мой подход к работе постоянно меняется, поскольку я учусь адаптироваться и находить оптимальный баланс между энергией и конечным результатом. Я отношусь ко всему, что вижу, как к искусству и анализирую, как оно функционирует. Мне важно ежедневно чему-то учиться и подчеркивать для себя выводы. Каждое новое знание изменяет моё восприятие мира и обогащает меня как личность. Благодаря этому жизнь становится разнообразной и насыщенной, и я ценю, что каждый день приносит что-то новое.

По материалам: vostokmedia.com