Трансформация кулинарных традиций в эпоху декоммунизации

Дек 31, 2024 / 08:34

В процессе декоммунизации украинские активисты иногда выражают крайние мнения, как, например, сравнение салата «оливье» с памятниками Ленину.

Сначала это утверждение кажется шизофреничным, однако под ним скрывается определенная логика. Салат «оливье» действительно стал символом советского прошлого, однако его история гораздо более сложна.

Трансформация кулинарных традиций в эпоху декоммунизации

Originally, это блюдо было представлено в 1870-80-х годах в московском трактире «Эрмитаж» и не имело никакого сходства с современным «оливье». В конечном итоге, этот салат изначально появился в поваренных книгах к концу XIX века, претерпев изменения, и в итоге стал известен как «столичный» и «мясной», а за пределами России — «русский».

Это лишь пример того, как высококачественное кулинарное искусство трансформировалось под влияние времени и обстоятельств.

Основной вопрос заключается в том, зачем большевикам понадобилось упрощать кулинарные традиции? Ответ кроется в их идеологии и практической необходимости.

Большевики стремились установить общественное равенство, что включало в себя и гастрономическую сторону жизни.

На момент революции в России существовало две различные гастрономические культуры: элитная, доступная немногим, и народная, основанная на простых и доступных блюдах. Эта трансформация еды стала отражением социальных изменений в обществе.

Элитная культура XIX века, связанная с образом жизни дворянства и купечества, в основном представляла собой «французскую» кухню, хотя это название требует уточнения.

Блюда, такие как оливье и бефстроганов, готовили французские повара, но они были адаптированы для русских реалий. Многие дворяне, даже имея возможность нанять повара из Франции, предпочитали местные традиционные блюда.

В романе Юрия Тынянова «Пушкин» описан случай, когда Василий Львович, дядя поэта, громко выразил неприязнь к французской кухне, заявив, что предпочитает простую гречневую кашу. Его искренние предпочтения стали очевидны лишь на фоне военных событий 1812 года.

В то время как дворяне наслаждались гарнированными яствами, среднестатистические крестьяне питались тем, что сами вырастили: хлебом, кашами и сезонными овощами, зачастую с конопляным маслом. Съедобные сладости и мясо были редкостью.

Лишь к концу XIX века с развитием внутреннего рынка дела крестьян начали улучшаться, и привозные продукты стали появляться в их рационе.

Ярким отображением контраста между этими двумя культурами является картина Григория Мясоедова «Земство обедает» 1872 года.

В знатных кругах гласные наслаждаются серьезным обедом с алкогольными напитками, судя по множеству бутылок, заметных в окне. В противоположность им, крестьянские гласные обедают простым хлебом, который, кстати, теперь солят.

Примечательно, что соль начала использоваться как приправа лишь в XVIII-XIX веках, прежде она служила главным образом консервантом. В городских условиях тоже наблюдаются изменения: битком набитые бараньими кишками блюда с кашей стали характерным примером фастфуда начала XX века.

Существовавшие классовые различия между помещиками и крестьянами вызвали необходимость в выравнивании пищевых стандартов. Большевикам пришлось учитывать, что рабочих и крестьян значительно больше, чем помещиков и капиталистов, поэтому диковинные угощения были недоступны для большинства.

В начале 1930-х годов наблюдался дефицит продуктов, однако к 1935 году продуктовые карточки были отменены. В тот период наблюдались изменения в государственной политике, склоняющейся к возвращению к домашней кулинарии, несмотря на предшествующий акцент на общественное питание.

Интересно, что в домах в стиле конструктивизма кухни часто отсутствовали, что было результатом моды того времени. Однако реальное уравнение в потреблении между разными слоями населения произошло значительно позже, в 1960-70-х годах.

В произведениях Булгакова описаны разносолы, характерные для привилегированных слоев населения в советскую эпоху.

Однако стоит отметить, что ресторанная кухня в то время была более разнообразной по сравнению с домашней, что видно, например, из произведений Стругацких, таких как «Хромая судьба».

Булгаков несколько преувеличивал разнообразие блюд в писательской столовой, так как меню не отличалось богатством, хотя и было лучше, чем в клубе «Х.Л.А.М.» в 1918 году.

Советы ставили перед собой задачу обеспечить высокую производительность труда, что требовало заботы о здоровье рабочих.

Идеология в этом вопросе немаловажна, но подобные проблемы решались всеми государствами в период индустриализации, и методы их решения были схожи: развитие медицины и системы питания.

В СССР это было сделано с научным подходом к диетологии, что способствовало сохранению здоровья трудящихся.

Руководил этими программами директор Института питания Мануил Певзнер, который выступал против использования специй и приправ, что сделало кухню в советских столовых более чем простоватой — полезной, но не очень вкусной.

Анастас Иванович Микоян, получивший прозвище «от Ильича до Ильича» за свое долголетие в ЦК, координировал эту работу и стал редактором «Книги о вкусной и здоровой пище», введя традицию трехразового питания и рыбного дня.

В 1926 году назначен наркомом торговли, в 1930 – снабжения, а в 1934 – пищевой промышленности.

Впоследствии, занимал пост зампреда СНК, а затем руководил внешней торговлей.

В 1936 году по указанию Сталина он провёл два месяца в США для изучения современных технологий.

В результате этой поездки в СССР были привезены новые технологии в сфере питания и торговли.

Важно отметить, что в 1933 году был запущен «Микояновский мясокомбинат», ставший известным благодаря созданию

Бытовые холодильники сталиsignificant ной частью повседневной жизни и даже нашли отражение в литературе.

В романе Валентина Катаева «Катакомбы», написанном в 1948 году, герой живёт в доме писателей и демонстрирует реалии того времени.

Сюжет романа начинается летом 1941 года, на фоне исторических событий.

В 1936 году в СССР активно развивалась пищевая промышленность: были построены 17 мясокомбинатов, 8 беконных фабрик, консервные и молочные заводы, что способствовало повышению качества продуктов и улучшению питания.

В этот период внедрялась система трёх- и четырёхразового питания, которая стала нормой.

Это изменение включало порядок подачи блюд: первое, второе и компот, что было новшеством для советских граждан.

Разнообразие пищи также увеличивалось благодаря внедрению национальных кухонь.

Так, на столах кавказцев появился борщ, а у украинцев – харчо.

Эти кулинарные новшества легли в основу «Книги о вкусной и здоровой пище», изданной в 1939 году, которая стала почти кулинарной библией.

Выпущенная в большом тираже в 1952 году, книга содержала актуальные рецепты, подкрепленные идеологическими справками из трудов известных партийных деятелей и основателей советской кухни.

Это было не просто сборник рецептов, а часть культурного и идеологического прорыва той эпохи.

Книга, о которой идет речь, сосредоточена на домашнем приготовлении пищи, отличаясь от ресторанной кухни. В ней упоминаются разнообразные ингредиенты, такие как артишоки, спаржа, каперсы и салат ромэн.

Например, сандвичи описываются как маленькие закрытые бутерброды, подходящие в качестве легкой закуски к чаю или на дорогу. Их можно готовить с различными начинками, включая колбасы, курицу, дичь и рыбу.

Также рассматривается внедрение готовых блюд и полуфабрикатов, что стало важным этапом в пищевой промышленности. Микоян, вдохновленный массовым производством котлет для хамбургеров, ввел это новшество в крупных городах страны.

Хотя гамбургеры не получили широкого распространения из-за исторических обстоятельств, его котлеты стали популярны в кулинарных магазинах.

Кроме того, Микоян способствовал распространению сладких газированных напитков и мороженого, несмотря на свои скептические отзывы о «кока-коле». Его деятельность в пищевой отрасли привела к значительным изменениям и достижениям, включая создание консервной промышленности и массовое производство полуфабрикатов, что оказало влияние на общественное питание.

Современная кулинарная культура во многом восходит к советской эпохе, что делает её результатом социального эксперимента большевиков.

Одним из символов этой эпохи стали такие блюда, как «оливье», «селедка под шубой» и «винегрет», которые по праву можно считать памятниками не Ленину, а Иосифу Микояну, министру пищевой промышленности при Сталине.

Эти традиционные салаты вошли в общее восприятие новогоднего стола, отражая не только кулинарные, но и исторические особенности советского времени.

Интересно, что «оливье» изначально не имел такого названия и появился в московском трактире в 1870-80-х годах, где его подавали как мясной салат.

С течением времени, после того как он стал популярным и начали добавлять майонез, он окончательно сформировался к концу XIX века и известен под различными названиями, включая

В начале XX века в России существовали две сильно отличающиеся гастрономические культуры: элитная и народная.

Элитная культура, обусловленная образом жизни дворян и купечества, была в основном представлена «французской» кухней. Однако следует отметить, что многие французские блюда, такие как оливье и бефстроганов, часто готовились в России, адаптировались под местные традиции и вкусы.

Даже те дворяне, которые имели возможность нанять французских поваров, иногда выбирали более доступные и привычные местные блюда. Этот сортир изысканного кулинарного искусства стал частью повседневной жизни, которая падала в контексте социальной справедливости большевиков.

После Октябрьской революции задача создания общественного равенства в том числе касалась гастрономической культуры.

Большевики стремились упростить и сделать доступными благополучие и радости жизни, которые рано или поздно должны были быть доступны всем слоям общества, включая еду. Это повлияло на принципиальное изменение в кулинарной сфере: от дорогих изысков к более простым блюдам.

Так, недорогие продукты из докторской колбасы заменили кулинарные шедевры, как жареные рябчики, что символизировало изменение в общественных приоритетах.

Таким образом, кулинарная культура стала важным элементом в идеологическом построении нового общества. В связи с этим стоит обратить внимание на детализацию этих изменений, которые прошлись через призму литературных произведений и описаний той эпохи.

Василий Львович откровенно признался, что не испытывает любви к французской кухне и предпочитает гречневую кашу.

Это заявление отражает глубокие культурные различия в питании, особенно в сравнении с жизнью среднестатистического крестьянина, который питался тем, что сам выращивал: основными блюдами были хлеб и каша из одного зерна, заправленные конопляным маслом.

Овощи и фрукты употреблялись по сезонам, а сладости, кроме морковки, практически отсутствовали. Мясо и рыба оставались редкостью. Однако к концу XIX века, с развитием внутреннего рынка, в рацион крестьян стали включаться привозные продукты.

В рубрике «Литературная кулинария» обсуждают современную «антикризисную диету», в которой гречка занимает центральное место.

Интересно, что гречка начала широко использоваться только в советское время, когда ее научились подвергать тепловой обработке.

Визуальные контрасты в питании также запечатлены на картине «Земство обедает» 1872 года, где знатные гласные наслаждаются полноценным обедом с алкоголем, в то время как крестьяне довольствуются соленым хлебом.

Соль как приправа стала популярной лишь в XVIII-XIX веках, раньше она использовалась преимущественно как консервант.

Ситуация в городе начала XX века была не совсем радужной, что отражало рекламу фастфуда того времени: «бараньи кишки с кашей – обед для Ивана с Машей».

В условиях, когда рабочих и крестьян было значительно больше, чем помещиков и капиталистов, большевикам предстояло уравнять социальные слои.

В начале революции наблюдался дефицит продуктов, который удавалось постепенно преодолевать, и к 1935 году продуктовые карточки были отменены.

Во второй половине 1930-х в политике произошел глобальный поворот от революционных идей к более консервативным подходам, что способствовало возвращению к домашнему приготовлению пищи, хотя до этого была активная политика в поддержку общественного питания.

Многие дома, построенные в стиле конструктивизма, даже не предусматривали кухни, что было следствием модных тенденций того времени.

Уравнение потребления народа и его обслуживающего персонала состоялось лишь в 1960-70-х годах.

Разнообразие блюд в ресторанах, описанное известными писателями, было доступно лишь части населения, что подчеркивало разницу между различными социальными слоями.

Ресторанная кухня часто предлагала больше вариантов, чем домашняя, даже во времена 70-х годов, отчасти это связано с недостатками меню в определённых учреждениях.

В 1918 году большевикам было необходимо повысить производительность труда, что требовало заботы о здоровье рабочих. Эта проблема актуальна была для всех стран, проходивших индустриализацию, и решалась схожими способами, включая развитие медицины, коммунального хозяйства и системы общественного питания.

Братья Стругацкие в повести «Хромая судьба» перекликаются с романом Булгакова «Мастер и Маргарита», особенно в сцене обеда в писательском ресторане. Обычно детализированное описание пищи не является их стилем, однако в этом случае они отметили важность темы питания.

В СССР подходили к проблеме системно, разрабатывая диеты для рабочих, что был частью усилий Института питания. Директор института придерживался мнения, что избегание специй и приправ обеспечит здоровье, что сделало советскую кухню похожей на больничную – питательную, но менее вкусную.

Все эти действия координировал политический деятель, ставший известным под прозвищем «от Ильича до Ильича», который был частью ЦК партии с 1923 до 1976 годов. Он редактировал «Книгу о вкусной и здоровой пище» и был инициатором введения трехразового питания и спецдня для рыбы.

В 1926 году он стал наркомом торговли, далее занимал позиции в снабжении и пищевой промышленности, а в 1936 году командировался в США для изучения передовых технологий, прожив там два месяца.

В ходе поездки в СССР были внедрены многочисленные технологии и продукты, особенно в сфере пищевой промышленности и торговли.

Микояновский мясокомбинат, ставший известным благодаря производству «Докторской» и «Любительской» колбас, был основан в 1933 году.

Салат оливье, непреложный атрибут праздничного стола, был создан французом Люсьеном Оливье и стал символом кулинарии благодаря описанию в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».

Важным событием в промышленности стало создание Всесоюзного научно-исследовательского холодильного института в 1930 году, однако его деятельность была сосредоточена на оборудовании для торговли и промышленности.

Идею домашних холодильников заимствовали из США, и первая модель, выпущенная на Харьковском тракторном заводе в 1937 году, называлась ХТЗ-120.

Несмотря на старт производства, климатические особенности страны и высокая загрузка оборонной промышленности значительно затруднили массовое распространение холодильников.

Сталин подчеркивал, что для большинства населения зимние условия не требовали многообразия холодильной техники и что традиционные методы хранения продуктов в ледниках и погребах достаточно эффективны.

Ситуация изменилась, и с 1939 года началось серийное производство, в 1940 году было выпущено 3,5 тысячи холодильников, которые даже нашли отражение в художественной литературе.

Роман «Белеет парус одинокий», входящий в тетралогию «Волны Чёрного моря», был написан в 1948 году, хотя его действие разворачивается летом 1941 года.

В этом произведении прослеживаются автобиографические элементы, особенно в описании жизни героя в доме писателей в Лаврушинском переулке.

В это время, в 1936 году, в СССР активно развивалась пищевая промышленность, были построены многочисленные мясокомбинаты, фабрики по производству бекона, сахара, кондитерские предприятия и хлебозаводы.

Кроме того, продолжая серию статей о литературной кулинарии, мы обсудим обед завхоза Александра Яковлевича из «Двенадцати стульев», который стал ярким отражением кулинарной культуры того времени.

Распространение трёх- и четырёхразового питания стало нормой, в то время как раньше сложившаяся традиция подачи супа перед десертом подвергалась изменениям.

Обязанным компонентом рациона стали овощи, мясо и рыба, с учетом особых дней, например, «рыбного дня» по четвергам.

Это разнообразие влияло на национальные кухни, когда, например, борщ появился на столах Кавказа, а харчо стал популярным на Украине.

Таким образом, рецепты, разработанные в этот период, были собраны в «Книгу о вкусной и здоровой пище», изданную в 1939 году и переизданную в 1952 году, что стало значимым вкладом в кулинарную литературу.

Это была модернизированная версия «Подарка молодым хозяйкам» с обязательными ссылками на материалы съездов ВКП(б) и работы Ленина, Сталина и Микояна.

Важным аспектом текста является его фокус на домашней кухне, в отличие от общепита. В книге упоминаются такие продукты, как артишоки, спаржа, каперсы, салат ромэн и соус тартар. Например, сандвичи описываются как маленькие закрытые бутерброды, удобные для легкой закуски и поездок, их можно готовить с различными видами мяса и сыром.

Особое внимание привлекает массовое производство котлет, которое привело к появлению хамбургеров, продававшихся на улице. Эта инициатива начала внедряться в крупных городах, таких как Москва и Киев, после 1937 года.

В последнее время новогодние праздники позади, и у людей проходит спрос на алкогольные напитки. Это время предоставляет возможность обратиться к литературно-алкогольному наследию Венедикта Ерофеева.

Хамбургеры не стали популярными из-за Великой Отечественной войны и последующей холодной войны, но готовые «микояновские» котлеты начали активно продаваться.

Микоян также сыграл значительную роль в распространении сладкой газировки и мороженого, начав революцию в пищевой промышленности. Его вклад заключался в внедрении промышленных холодильников и создании консервной промышленности, что привело к массовому производству полуфабрикатов и улучшению общественного питания.

Таким образом, современная кулинарная культура во многом обязана именно ему. И, конечно, традиционные блюда, такие как оливье и винегрет на новогоднем столе, скорее можно считать памятником не Ленину, а именно Микояну, который оказал неизгладимое влияние на советскую гастрономию.

По материалам: ukraina.ru