Владельцы автомобилей отечественного производства сегодня должны быть особенно внимательными, так как количество угонов современных моделей отечественного производства существенно возросло. Угонщики теперь преимущественно переключились на кражи таких автомобилей, разбирая их на запчасти, вместо традиционной перепродажи, что вызывает вопросы о дефиците автокомпонентов на рынке.
По информации компании «АльфаСтрахование», автомобили «АвтоВАЗа» стали лидерами по угону в России, при этом общее число краж транспортных средств возросло на 30% с начала года. Данная статистика вызывает тревогу, тем более что помимо «жигулей» высокую популярность среди угонщиков приобрели автомобили от ГАЗа, а также доступные модели Renault, Hyundai и Kia.

Ранее основное внимание угонщиков уделялось престижным автомобилям, таким как Toyota Land Cruiser, RAV4, Mercedes и BMW, а владельцы более простых автомобилей чувствовали себя в большей безопасности. Однако текущая ситуация изменилась. По словам экспертов, одной из причин роста угонов является то, что большинство украденных автомобилей распродаются на запчасти, а не используются для передвижения. Это явление напоминает ситуацию 90-х годов, когда угонщики действовали аналогично.
Член Совета директоров группы «Дельта» Глеб Виленский подчеркивает, что спрос на автозапчасти, особенно на универсальные и недорогие, стал причиной активности преступников. В результате неудовлетворённый спрос на запчасти, даже в условиях рыночной экономики, привел к росту преступности в этом секторе. Автолюбителям следует проявлять бдительность и принимать меры для защиты своих автомобилей.
На прилавках автомагазинов, несмотря на обилие запасных частей для «нашемарок», наблюдается настоящая проблема – это, конечно, цены. Запчасти для отечественных автомобилей, таких как «жигули», «ГАЗели» и УАЗы, доступны, однако стоимость их увеличилась значительно: продукция «АвтоВАЗа» подорожала более чем на 200% с февраля 2022 года, а цены на детали возросли еще больше, достигая 300-400%. Это создает финансовые трудности для автовладельцев, так как не всегда есть возможность купить новые запчасти.
Из-за этого многие вынуждены продолжать использовать личный транспорт, так как общественный транспорт становится менее доступным. В крупных городах, где есть метро, еще можно уехать, но в провинции с каждым годом ситуация ухудшается: количество маршрутов сокращается на 7-10% ежегодно, а качество обслуживания остается на низком уровне.
К тому же, в текущем году наблюдается резкое падение продаж новых автобусов и автомобилей «скорой помощи», что дополнительно усугубляет ситуацию с общественным транспортом. Полиция также испытывает дефицит, что подчеркивает общую нехватку транспортных средств в стране.
В условиях экономического кризиса автомобиль стал неотъемлемой частью жизни россиян, представителем первой необходимости и гарантом выживания. Из-за падения покупательной способности граждан растет интерес к недорогим запчастям для местных и бюджетных иностранных автомобилей.
Несмотря на это, угон автомобилей премиум-класса не прекращается: владельцы таких машин имеют возможность тратить деньги на новые детали, в то время как более бедные слои населения сталкиваются с нехваткой средств.
Статистические данные показывают, что на 10% наименее обеспеченных граждан приходится лишь 2% общего объема доходов, в то время как 10% самых богатых контролируют 30%. При среднем уровне дохода в 63 083 рубля в месяц 5-7% россиян владеют почти 90% национального богатства.
Падение доходов затрагивает все слои общества, однако состоятельные граждане не привычны к экономии и продолжают увеличивать свои траты. Одновременно с этим, социальное расслоение углубляется, что заставляет простых людей сталкиваться с растущими финансовыми трудностями.
Важный аспект ситуации заключается в том, что даже трудовые мигранты, прибывшие в страну, могут позволить себе автомобили, недоступные многим россиянам.
В России наблюдается серьезная проблема с угоном автомобилей, особенно старых моделей, таких как «жигули». Из-за дефицита новых запчастей и ограниченного бюджета многие автомобилисты вынуждены ремонтировать свои старые машины.
Это создает увеличение спроса на вторичном рынке и способствует росту криминала. Статистика показывает, что реальный рост угонов автомобилей может быть в два с половиной раза выше официальных данных, однако власти игнорируют эту проблему, и борьба с криминалом ведется неэффективно.
Угоном автомобилей занимаются в основном организованные группы, но меры против них недостаточны. В условиях нехватки ресурсов автомобилисты вновь становятся заложниками ситуации, вспоминая методы защиты, которые использовались в «лихие 90-е», такие как установки сигнализаций и иммобилайзеров, чтобы защитить свои средства передвижения.