«Вы, танкисты никудышные! Натянули шлемы на уши и не слышали ничего!» — воскликнул адмирал, разгоряченный капитаном советской подводной лодки, которую только что ударил американский авианосец.
Цепочка ошибок превратила обычную разведывательную операцию в несчастный случай, в результате которого подлодку пришлось буксировать в порт. Об истории того, почему подводники не заметили огромный авианосец и о судьбе кораблей после столкновения, рассказывает материал «Газеты.Ru».
В марте 1984 года американский авианосец USS Kitty Hawk находился в северо-западной части Тихого океана вместе с восьмью кораблями сопровождения. Флот США совместно с корейскими союзниками планировал войти в Японское море, у берегов которого находится Владивосток, и принять участие в учениях Team Spirit-84. В 1983-1984 годах напряженность времен Холодной войны достигла пика, поэтому СССР не мог проигнорировать такие крупные учения возле своих берегов, хотя они не казались непосредственной угрозой. Поэтому торпедной атомной подводной лодке К-314 было поручено вести наблюдение: для тренировки и для изучения американской тактики и стиля боевых действий.
«Мы готовились к дальнему походу в Индийский океан с заходом во вьетнамский порт Камрань, а затем в Сомали. В полигоне боевой подготовки получил радиосигнал: «Подготовить подводную лодку к длительному слежению за авианосной группой США». Я надеялся, что командование передумает — ведь мы еще не были до конца отработаны — и наслежение пойдет с помощью 627-й проектной подлодки, известной как «ревущая корова». Но командир в нашей 26-й дивизии, контр-адмирал Белоусов, был непреклонен: «Идите!» — рассказывал позднее командир корабля Владимир Евсеенко (цитата из книги «Возмутители глубин: Тайна потерянной подлодки К-129»).
Подводники были вынуждены отправиться в миссию, несмотря на плохую подготовку и затянувшуюся обстановку. Они должны были приблизиться к американской авианосной группе и провести наблюдения без обнаружения. Но все пошло не по плану. Когда подлодка приблизилась к авианосцу, ее обнаружили и американцы начали активные маневры для предотвращения погружения. В результате столкновения произошел порывистый удар, повредивший сторону подводной лодки и приведший к частичному попаданию воды на борт.
Американцы, опасаясь, что погибнуть могут все на борту, начали спасательную операцию, устанавливая плавучие доски и стараясь вытащить подлодку из зоны бурного моря. Советские подводники же собирались силы для исправления положения и предотвращения потерь. Им пришлось отказаться от планов незаметного изучения и вступить в открытый конфликт, который мог привести к необратимым последствиям.
Было принято решение привлечь тягачи для буксировки подлодки в порт. Подводники работали под вынужденным давлением, стараясь исправить ситуацию и предотвратить утечку информации об инциденте, который мог сорвать мирные переговоры. С трудом им удалось довести подлодку до берега, где начали починку повреждений и анализи...
Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны. «Ревущая корова» - это ироничное прозвище для слишком шумных советских подводных лодок. Однако даже К-314 не была бесшумной.
14 марта лодка начала слежение за американскими кораблями с помощью гидролокатора, и американские моряки заметили ее и начали контригру. В течение следующей недели авианосная ударная группа периодически удавалась оторваться от преследователя, но подводная лодка К-314 всегда ее догоняла.
21 марта авианосец в очередной раз скрылся за островами, но вечером гидроакустик на подлодке засек шум винтов на дистанции около 20 километров. В 22:10 лодка всплыла на перископную глубину, чтобы поднять антенны для связи с базой. В то же время капитан оглядывал горизонт через перископ и вдруг заметил множество огней в 4-6 километрах. По всей видимости, это была ударная группа, и она двигалась налегке К-314.
«Срочное погружение!» - приказал капитан Евсеенко. Лодка словно была сильно ударена гигантской кувалдой, повернулась на 20 градусов и встала висходное положение. Давление в гидравлической системе упало, и первая мысль капитана была о том, что корабль был пробит. Однако корпус остался цел внешний корпус. Внезапно лодка получила второй удар, но снова не затопилась.
Капитан Kitty Hawk Дэвид Роджерс находился на мостике и вдруг увидел, как гигантский корабль содрогнулся.
Американцы быстро сообразили, что произошло: они отслеживали подлодку, но потеряли гидроакустическую связь с ней два часа назад, так как получили приказ двигаться на юг, в Желтое море.
Сразу же были отправлены на поиски два вертолета - в соответствии с законом, США обязаны были оказать помощь находящимся в бедственном положении морякам, независимо от их гражданства или профессии.
На подлодке К-314 в это время проводили оценку ущерба. Один за другим поднимались перископы и антенны — знак того, что рубка не повреждена.
Однако скорость начала резко падать, и из кормового отсека доложили о поломке приводного вала, идущего от турбины квинту. Подводники попытались переключиться на вспомогательные линии вала, но они начали перегреваться, и стало понятно: нужно всплывать и подавать сигнал бедствия.
«Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход», — сообщил капитан.
«К вам направляется АСС 'Машук' для буксировки в базу. На борту замкомандующий Тихоокеанским флотом», — отозвались с базы.
Первым к подлодке успел не буксир, а советский противолодочный корабль, чей экипаж осмотрел повреждения снаружи.
Оказалось, что столкновение с американским судном повредило гребной винт, а его вал практически выломался из креплений.
«Главное, что не сломался полностью — это позволило избежать утраты тонн морской бронзы. Сколько цветного металла для Родины мы сэкономили! Недооценили бы это...», — сетовал командир (цитата из книги ‘Возмутители глубин. Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны’).
Когда подошел ‘Машук’, лодку взяли на буксир и оттащили в базу в бухту Павловского под Владивостоком.
‘Американские самолеты взлетали, чтобы осмотреть нас сверху.'
Вспоминая далекие времена, когда действовала территориальная граници СССР, капитан Евсеенко рассказывал о том, как нас конвоировал фрегат типа Knox. Один из эпизодов включал прилет вертолета, который сбрасывал радиогидроакустические буи для записи шумов на турбогенераторе их судна, неожиданно американцы начали использовать самоликвидаторы на буях, что вызвало недоумение и восхищение.
В одном из эпизодов замкомандующий флотом капитана Евсеенко назвал танкистов 'хреновыми', за то, что они не услышали звуки 82-тонного авианосца, который приближался. Адмирал был явно раздражен, считая, что оператор гидролокатора должен был заметить подходящий корабль. Представители Пентагона были более строгие в своих высказываниях, считая, что субмарина не обнаружила авианосец из-за слепой зоны гидролокатора из-за собственного шума винтов, хотя капитан критиковался за отсутствие навигационных огней на корабле. Позже выяснилось, что экипаж погрешно оценил гидрологическую обстановку, а правила требовали нахождения подлодки на безопасной глубине, что исключало возможность слышать находящийся на поверхности авианосец. Таким образом, причина аварии была в неправильной оценке обстановки со стороны экипажа подлодки и несоблюдении международных норм.
Когда капитан вышел на палубу после столкновения, он не мог увидеть огни авианосца Kitty Hawk. Расстояние между судами было слишком близким, а высота борта слишком велика.
В результате Игоря Евсеенко сняли с должности капитана и перевели служить на берегу. Его друзья шутили, предлагая написать командиру авианосца и пригласить в гости в Америку, на что капитан отвечал, что ему потом придется платить за ущерб.
Возникли вопросы и к командиру Kitty Hawk, который не заметил советскую подводную лодку, однако в Пентагоне утверждали, что в мирное время наблюдение за подлодками не является приоритетом.
Согласие с этим мнением выразило советское командование, признавая, что авария произошла из-за небрежности капитана. Однако бывший моряк американского флота, Дэвид Хорнбакл, предположил, что столкновение могло быть не случайным: «Советские командиры подлодок всегда были более безрассудными, чем американские. Я предполагаю, что капитан хотел произвести впечатление, подняв лодку на поверхность среди авианосной группы для демонстрации своего мастерства».
Хорнбакл также заметил, что японское море неудобно для гидролокации. Евсеенко, вероятно, не знал, что авианосец получил новый приказ и движется к выполнению другой задачи.
Независимо от вины, Евсеенко больше не выходил в море. Ему предлагали вернуться к службе, но узнав о состоянии корабля проекта 675, он отказался.
Авианосец Kitty Hawk был отремонтирован и вернулся в строй лишь в 2009 году. Подлодка K-314 также была восстановлена, но в 1986 году столкнулась с более серьезной аварией, когда активная зона реактора расплавилась, и экипаж получил серьезное облучение. После этого подводную лодку списали и отправили на утилизацию в 2011 году.