Авария на мосту в американском Балтиморе (штат Мэриленд), вызванная столкновением с контейнеровозом Dali, может принести колоссальные убытки для экономики США, особенно для автомобильных производителей. Сцена после происшествия напоминает эпизоды из голливудских фильмов-катастроф. На носовую часть гигантского судна, длиной 300 метров (размером с небоскреб) и весом 95 тысяч тонн, обрушился огромный участок моста, разбив обшивку с обеих сторон.
Разрушенный участок моста протяженностью 2,5 километра фактически перекрыл водный путь. Из воды торчит пучина изогнутых металлических конструкций. Этот мост, названный в честь Фрэнсиса Скотта Ки, автора текста национального гимна США, над рекой Патапско, был важным транспортным магистралем на пути от Вашингтона до Нью-Йорка, по которой ежедневно проходило до 30 тысяч автомобилей.
Однако, в случае земного транспорта можно найти альтернативные маршруты, в то время как порт Балтимора после крушения моста фактически оказался отрезанным от выхода в Атлантический океан. Согласно оценкам журнала Newsweek, потери от простоя работы порта, являющегося одним из крупнейших в стране, составляют около 9 миллионов долларов в день.
Однако истинный экономический ущерб можно определить лишь после выяснения сроков и затрат на восстановление моста. Порт обеспечивал до 15 тысяч рабочих мест и приносил доход в размере до 2,6 миллиарда долларов в год.
Порт в Балтиморе использовался для перевозки автомобилей, оборудования и угля. Его блокирование серьезно сказывается на логистических цепочках в США. Эксперты из Сиракузского университета в Нью-Йорке предупреждают, что простой работы порта грозит «серьезными нарушениями в логистических цепочках» на атлантическом побережье США.
Многие местные предприятия использовали инфраструктуру порта для перевозок своих товаров, особенно производители автомобилей, строительного оборудования и угля. Через порт Балтимора ежегодно проходило до 750 тысяч машин, что подчеркивает важность работы данного порта для экономики региона.
Если порт перестанет функционировать, это может привести к серьезным проблемам, ведь часть грузов придется перенаправить в другие гавани региона, что потребует дополнительных расходов на логистику и потерю времени. Министр транспорта США Пит Буттеджадж отметил, что катастрофа с блокировкой судоходного канала будет иметь серьезное и длительное влияние на цепочки поставок.
Однако точные оценки времени и затрат на расчистку канала пока не были даны. Президент США Джо Байден выразил обеспокоенность ситуацией и заверил, что мост будет восстановлен за счет средств федерального правительства в кратчайшие сроки. СМИ предполагают, что на это потребуется значительное время, возможно несколько месяцев. Байден уверил, что катастрофа была несчастным случаем, а не результатом теракта или акта саботажа.
ФБР также заявило о непреднамеренном характере произошедшего. Расследование продолжается, но основной версией считается возможное возникновение технических проблем на судне. Видеозаписи крушения показывают, что судно, отчалившее всего за полчаса до инцидента, двигалось по обычному маршруту, однако перед подходом к мосту произошел сбой в освещении, что, возможно, привело к трагедии.
На данный момент еще много вопросов остается без ответов, но власти и эксперты прилагают усилия для выяснения причин и последствий произошедшего у моста, блокированного в результате кораблекрушения.
Из дымовой трубы начал валиться черный дым, что, вероятно, свидетельствовало о запуске резервного генератора. Освещение на корабле несколько раз мигнуло, а затем погасло, в то время как судно начало отклоняться от заданного курса вправо.
По предварительной версии, сбой в работе основных двигателей привел к потере кораблем тяги и управления. Одной из возможных причин аварии считается использование некачественного топлива.
По данным газеты The Washington Post, экипаж судна пытался предотвратить столкновение, повернув руль и бросив якорь. Однако спустя 4 минуты после первого сбоя, контейнеровоз врезался в опору моста, двигаясь со скоростью около 15 километров в час.
Несмотря на позднее время суток, по мосту двигались автомобили, и там велись работы по ремонту. Перед столкновением экипаж подал сигнал бедствия, что позволило перекрыть трафик в последний момент. По кадрам видно, что последний автомобиль проехал по мосту менее чем за минуту до катастрофы.
Не смотря на проведение работ по ремонту, рабочим не удалось покинуть мост вовремя, и они упали в воду вместе с его разрушением. Двух рабочих удалось спасти спасателям, остальные считаются погибшими. Информация о падении в воду нескольких автомобилей изначально появилась, но затем не была подтверждена.
Контейнеровоз Dali принадлежит компании Grace Ocean Private и управляется Synergy Marine Group. Судно арендовано датской компанией Maersk. Корабль плавал под флагом Сингапура и следовал в направлении Коломбо (Шри-Ланка). На борту находился экипаж из 22 человек, в основном граждане Индии.
Среди членов экипажа было два капитана, по данным украинских СМИ, одним из которых мог быть гражданин Украины в возрасте 52 лет. В социальных сетях были опубликованы его документы. Члены экипажа остались целы и невредимы после крушения.