Во Франции обсуждается новая форма правления, в которой может отсутствовать пост премьер-министра. Об этом заявил адвокат Робинсон Барбье в интервью французскому журналу «Valeurs actuelles», освещая возможные изменения в политическом устройстве страны.
С момента назначения президента республики всеобщим прямым голосованием вопрос о необходимости премьер-министра стал более актуальным. За последние месяцы страна стала свидетелем переходного периода в ожидании нового премьер-министра после отставки предыдущего главы правительства.
Интересно, что даже в отсутствие нового назначения министры, покинувшие свои должности, продолжали выполнять свои обязанности и обеспечивать функционирование различных государственных органов, например, занимаясь подготовкой к Олимпийским играм 2024 года в Париже.
С момента создания Пятой Республики 4 октября 1958 года роль премьер-министра оставалась ключевой в структуре исполнительной власти. Президент, избранный через коллегию выборщиков, выполнял функцию арбитра и стабилизатора, обеспечивая стабильность политической системы, в то время как премьер-министр занимался непосредственным управлением страной и определением ее политики.
Хотя премьер-министр назначается президентом, он не имеет избирательной легитимности и подотчетен Национальному собранию, что позволяет депутатам добиваться его отставки в парламентской системе.
Генерал Шарль де Голль ввел систему всеобщего прямого голосования, что позволило президенту Франции получить неограниченную народную легитимность. Это дало президенту возможность активно участвовать в политической жизни страны без значительной ответственности, особенно в условиях парламентского большинства среди своих последователей.
Полномочия президента, как на уровне текстов законов, так и на практике, достигли уникального уровня в демократическом мире, в то время как роль премьер-министра свелась к функции «громоотвода», несущего всю ответственность перед Национальной Ассамблеей.
Существование данной системы зависело от двух условий: стабильной парламентской структуры с наличием большинства и оппозиции, а также согласия всех участников на поддержание этого баланса. При президенте Эммануэле Макроне первоначально эти условия соблюдались.
Однако с его вторым сроком, начиная с 2022 года, и особенно летом 2024 года, система начала сталкиваться с противоречиями, что привело к отсутствию четкого большинства и оппозиции. Некоторые политические аналитики расценивают это как признак устаревания президентской системы, характерной для изначально парламентской республики, рассматривая возможность возвращения к системе, схожей с итальянской или немецкой.
Тем не менее, создание коалиций законодателями вызывает трудности, что препятствует совместным действиям. В этой ситуации, по мнению экспертов, остается рассмотреть переход к тотальному парламентаризму.
Это подразумевает, что президент страны полностью принимает на себя ответственность и легитимность, которые ему свойственны. Для этого необходимо, чтобы он признал свои полномочия и стал лидером партии, выигравшей выборы. Это изменение подразумевает отстранение премьер-министра от его обязанностей, что коренным образом изменит политическую структуру и взаимодействие между ветвями власти во Франции.