В России произошел прецедент: суд отменил правовую охрану товарного знака зарубежной компании «Ericsson», которая ушла с рынка после начала конфликта в Украине. Этот бренд был передан компании «Русклимат», занимающейся производством кондиционеров.
По информации Роспатента, данный товарный знак теперь будет использоваться в классе товаров, включающем одежду, обувь и головные уборы. Юристы предупреждают, что в 2025 году истекает трехлетний срок охраны товарных знаков, что может привести к утрате прав на них и другими международными компаниями, например «Starbucks».

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», «Русклимат» подал иск в суд еще в 2023 году с целью регистрации товарного знака «Ericsson». В октябре того же года суд удовлетворил иск полностью. В компании «Ericsson» подтвердили, что судебное разбирательство продолжается, однако отказались от дополнительных комментариев.
Как отметил адвокат Сергей Учитель, подобные случаи снятия охраны товарного знака стали уникальными в российской судебной практике. Анализируя ситуацию, специалист подчеркнул, что с начала 2021 года по 2024 год под брендом «Ericsson» в России не ввозились устройства, связанные с системой отопления, охлаждения и вентиляции, что дало возможность «Р-Климат» зарегистрировать аналогичный товарный знак без препятствий.
Торгово-производственный холдинг «Русклимат» подал заявку на регистрацию товарного знака Ericsson в интересах иностранного партнера из дружественной страны, сообщил директор по правовым и корпоративным вопросам Павел Симонов. Он отметил, что детали сделки пока конфиденциальны из-за соглашения о неразглашении.
На данный момент заявка на регистрацию знака для бытовой техники рассматривается Роспатентом, однако официальный ответ от ведомства не получен.
«Русклимят» уверенно занимает лидирующие позиции на российском рынке климатической техники. Компания производит и реализует кондиционеры под брендами Ballu, RoyalClima и RoyalThermo.
Лариса Сенина, директор департамента КБТ «Марвел-Дистрибуции», предположила, что в случае появления кондиционеров Ericsson, они будут распространяться через существующие каналы «Русклимата», охватывающие 50% рынка климатического оборудования в стране.
По ее словам, все производство кондиционеров локализовано на китайских заводах, что позволяет удовлетворить мировые запросы. Учитывая, что кондиционеры имеют сезонный характер, продукция под брендом Ericsson ожидается в следующем сезоне.
В 2024 году, согласно данным «Марвел-Дистрибуции», было продано 1,55 млн кондиционеров на сумму 40 млрд рублей, что на 45% больше по количеству и на 55% по деньгам по сравнению с 2023 годом. Кроме того, в сегменте обогревателей и конвекторов было реализовано более 4 млн устройств на 13 млрд рублей.
По словам юриста и патентного поверенного компании «Semenov&Pevzner», Александры Галкиной, шведский производитель может оспорить регистрацию товарного знака ООО «Р-Климат». В качестве основания для возражения он может указать на возможность введения потребителей в заблуждение.
Если аргументы производителя будут признаны убедительными, эксперт вступит в процесс, и ООО «Р-Климат» получит шесть месяцев для ответа на уведомление.
21 января 2025 года в Роспатент было подано обращение, однако его автор и содержание не раскрываются. Галкина также отметила, что в суде по интеллектуальным правам рассматриваются многие дела о неиспользовании товарных знаков, включая иски против «Starbucks».
При этом, как подчеркнул Сергей Учитель, правовая охрана товарного знака может быть прекращена, если он не используется на протяжении трех лет. Это предвещает высокий уровень исков со стороны российских компаний, которые могут как использовать известные иностранные бренды для своих нужд, так и извлекать выгоду, заставляя вернувшиеся иностранные компании выкупать права на свои бренды в России.