В России возникла проблема с неуплатой утильсбора, в связи с чем таможенные органы начали массово аннулировать номера у владельцев автомобилей, ввезенных через параллельный импорт.
Это вызвало широкий общественный резонанс, и СМИ активно обсуждают сложившуюся ситуацию.
Одной из причин напряженности является повышение утильсбора со стороны государства, что вызывает недовольство у автовладельцев.
Экспертное издание обозначает, что теперь автовладельцы не только вынуждены доплачивать утильсбор, но им также угрожают аннулировать регистрацию автомобилей.
По мнению экспертов, таможенные органы начинают активные проверки, и если утильсбор был уплачен с нарушениями, владельцы автомобилей могут ожидать дополнительных требований о доплате.
Важно отметить, что в течение трех лет после таможенного оформления автомобилей таможня вправе проводить проверки на соответствие деклараций.
Причины таких действий кроются в недостоверном декларировании, когда информация о стоимости автомобиля и уплаченных платежах искажена.
Одним из самых распространенных приемов для «оптимизации» уплаты утильсбора является использование поддельных инвойсов, что также вызывает вопросы у государства.
Ситуация остается напряженной, и автовладельцы должны внимательно следить за изменениями в законодательстве и требованиях таможни.
Практика занижения стоимости автомобилей по инвойсам была распространена среди автодилеров Владивостока еще до введения санкций и ухода мировых автоконцернов. Эта схема позволяла им работать в условиях, когда государство не уделяло должного внимания.
Однако в 2022 году ситуация изменилась — контроль со стороны властей усилился, особенно после проверок, проведенных прокуратурой в августе того же года. В результате многие дилеры сократили объемы занижения цен.
С начала 2022 года, с апреля по август, происходил активный импорт автомобилей с небольшими пошлинами, что привело к более внимательному рассмотрению этих операций. Брокеры предлагали автомобилистам услуги по занижению стоимости, за что брать суммы, значительно превышающие фактические затраты.
В результате владельцы машин оказались в сложном положении — после завершения проверок прокуратуры, им начали приходить уведомления о необходимости доплаты. Многие из них, столкнувшись с финансовыми трудностями, не могут выполнить требования, так как компании-участники схемы либо обанкротились, либо разошлись.
Таким образом, владельцы автомобилей оказались в ситуации несправедливости, их заставляют доказывать свои права в суде, хотя они считали все обязательства выполненными.
Для руководства таможни это стало серьезной проблемой, особенно в свете обвинений в массовом характере доплат и угрозе аннулирования регистрации. Несмотря на наличие некоторых случаев с доплатами, администрация утверждает, что фактическая ситуация далека от массовости и готова отстаивать свою позицию перед общественностью.
Официальный ответ Федеральной таможенной службы (ФТС) России раскрывает детали проверочных мероприятий, связанных с ввозом автомобилей в Россию, осуществляемым физическими лицами в коммерческих целях.
В 2024 году по итогам этих мероприятий было выявлено доначисление утилизационного сбора в размере 535,9 миллиона рублей, который в основном касался перекупщиков автомобилей. При этом ФТС не подтвердила сообщения в СМИ о массовых уведомлениях владельцам автомобилей, ввезенных в рамках параллельного импорта, о необходимости доплаты таможенных пошлин.
С 2022 по 2025 годы, по данным таможни, граждане недоплатили налоги и пошлины на сумму 1,2 триллиона рублей. Эти средства были зачислены в пользу государства после проверки 2510 автомобилей. Однако о доплате утилизационного сбора информации не поступало.
В ходе проверки таможенные органы инициируют многочисленные запросы, в результате которых собираются доказательства связей между брокерами и владельцами автомобилей, что приводит к формированию понятийных дел на сотни страниц. Например, одним владельцам одновременно выдвинули требования о доплате утилизационного сбора на 10-15 автомобилей. В одном из случаев заявитель заявил о требованиях на 3,65 миллиона рублей утилизационного сбора и 850 тысяч рублей процентов, а другому было выставлено требование на 10 миллионов рублей за ввоз транспорта с целью продажи.
Согласно разъяснениям ГИБДД, регистрация автомобилей не будет отменена. Однако вводится запрет на регистрацию, что не позволяет владельцам продавать или дарить свои автомобили до того, как будут урегулированы вопросы с таможенными органами. В то же время, использование машин для передвижения продолжает оставаться легальным.
Регистрация автомобиля не будет аннулирована в случаях, когда в конструкцию внесены незаконные изменения. Отмена электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) может произойти лишь при установке автомобиля, ввезённого незаконно. Если ввоз был законен, но не уплачены пошлины, владельцам будут выставлены счета на доплату. В случае неоплаты, вопрос будет рассматриваться в суде, а судебные приставы будут взыскать задолженность. Однако это не повлияет на регистрацию автомобиля.
Дмитрий Рогов отмечает, что таможня сейчас работает над январским повышением утилизационного сбора. С 1 октября для коммерческих целей этот сбор увеличился для легковых автомобилей с двигателями 1-2 литра. Утилизационный сбор для частных лиц вырос до 5 тысяч рублей. Ожидается, что в феврале-марте произойдут дополнительные повышения и доплаты, на которые стоит обратить внимание.
«Мы сразу оформляем все на будущего хозяина и заключаем агентский договор. Объясняем, как действовать, чтобы не сталкиваться с проблемами», - говорит Рогов. Он подчеркивает, что клиентам не будут приходить дополнительные платежи, если все будет сделано правильно. Однако, если начнутся нарушения, таможня может заподозрить неправомерные действия.
Сложности могут возникнуть при попытке доказать, что автомобиль действительно был передан родственнику, а не продан. Документы могут указывать на одну фамилию, а фактическим владельцем будет другой человек, что усложняет ситуацию.
Хотя некоторые эксперты считают утилизационный сбор двумя пошлинами, сам сбор начисляется как плата за будущую утилизацию ввезенного автомобиля. Это мнение поддерживают как сторонники, так и противники данной политики.
В современном российском законодательстве утильсбор рассматривается как инструмент, замещающий традиционную государственную пошлину на ввоз автомобилей. Как отмечает Дмитрий Рогов, утильсбор применим задним числом и фактически превышает действительные затраты на утилизацию. Он уверяет, что даже в нормальных условиях суды не должны были бы это принимать, однако, в текущей ситуации вероятность отмены рассматриваемой нормы маловероятна, поскольку Минпромторг обладает фактической неприкосновенностью.
Рогов также подчеркивает, что с момента вступления России в ВТО вопрос о повышении пошлин стал противоречивым. Высокие пошлины на автомобили, введенные ранее, нуждались в пересмотре, и вместо этого они были переименованы в утильсбор, давая возможность избежать прямых нарушений условий ВТО. Это решение спровоцировало определенное смирение у автолюбителей, утверждает блогер.
Несмотря на это, защита интересов граждан по поводу утильсбора остается под вопросом. Валерий Солдунов, представляющий одну из организаций, заявил о возникновении утильсбора как проявлении скрытого налогообложения, которое призвано защищать отечественных производителей автомобилей. В результате этой практики российские автолюбители, покупая импортные машины, в итоге вносят средства в казну, которые потом частично возвращаются отечественным производителям, таким как «АвтоВАЗ».
Редко встречаются случаи, когда автомобилисты решают самостоятельно пригнать машину из-за рубежа или находят честных посредников. В основном, покупка автомобиля осуществляется через салоны или перегребщиков, что означает двойные расходы для потребителей.
Рогов также замечает, что прямого влияния утильсбора на повышение цен на автомобили нет. Хотя утильсбор действительно увеличился, фактическое подорожание связано с инфляцией. Однако, до 2030 года правила по утильсбору уже установлены, и прогнозируется его дальнейшее повышение, что неизбежно отразится на ценах на внутреннем рынке. Учитывая такие изменения, автомобили, ввозимые через страны, такие как Беларусь или Киргизия, также будут включать коммерческий утильсбор, и это уже будет учтено в конечной цене автомобиля.