Вокруг российского юридического образования существует множество мифов. Одни утверждают, что его качество растет, другие — что оно снижается. Споры также ведутся о нехватке юристов или же о перепроизводстве выпускников с юридическими дипломами.
Эти обсуждения чаще всего основываются на личном опыте специалистов и данных с онлайн-вакансий. Институт проблем правоприменения проанализировал информацию с федерального портала «Российское образование», хотя представленные данные касаются только конца 2012 года. Однако считается, что за последние два с половиной года в этой области существенных изменений не произошло.

В России функционирует 947 высших учебных заведений, готовящих юристов; фактически юристов обучают в каждом втором вузе, включая филиалы. Существуют три основные образовательные программы, после завершения которых выдается диплом с квалификацией «юрист»: «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».
На этих программах обучается 643 000 студентов, что означает, что каждый десятый студент в России — будущий юрист.
Однако традиционные представления о юридическом образовании далеки от реальности: около 70% российских юристов получают образование заочно, что меняет восприятие этой профессии и её подготовку.
Конкурс на поступление на очное отделение составляет четыре человека на место, тогда как на заочном – менее 1,5. Примерно 80% студентов обучаются на платной основе. Основными источниками юристов являются региональные центры, где обучается около 70% всех юристов страны. В то время как Москва и Санкт-Петербург производят лишь менее 20% юристов.
Также стоит отметить, что треть студентов учится в филиалах. Из тех, кто обучается в головных вузах, только четверть закончила классические университеты, в то время как две трети выпускников приходятся на государственные вузы.
Важно учитывать, что качество образования может значительно варьироваться. Например, в филиале N-ского государственного машиностроительного института могут быть квалифицированные преподаватели и высококачественная организация заочного обучения, в то время как известный столичный университет может предлагать плохое образование. Эта разница подтверждается статистическими данными, которые показывают важные закономерности.
Существует группа специальностей, связанных с высокой ответственностью за жизнь и здоровье людей, таких как медицина, строительство и инженерные специальности, где заочное образование практически невозможно. Даже если вуз имеет низкие рейтинги, студенты, которые на протяжении 5-7 лет проходили лекции и практикумы, усваивают базовые знания. В России для выполнения практических обязанностей в медицине, например, требуется не только диплом, но и соблюдение дополнительных требований.
Юриспруденция занимает особенное место в системе профессиональных специальностей, где соблюдение профессиональных стандартов критически важно. В большинстве стран неквалифицированные юристы представляют опасность, сопоставимую с рисками, связанными с низкообразованными врачами или строителями.
Однако в России ситуация иная: правоведение стало массовой дисциплиной, гораздо менее привязанной к требованиям качества образования. Сейчас диплом юриста далеко не всегда свидетельствует о высокой квалификации, поскольку открытие юридических факультетов стало делом обыденным для многих вузов и чаще всего осуществляется в формате заочного обучения.
Так, правоведение приобрело статус базового бакалавриата, а роль юриста ниже, чем изначально предполагалась. В советские времена профессия юриста претерпела значительное снижение статуса, многие воспринимали его как обычного клерка, особенно если он не находился в правоохранительных органах.
Сейчас на рынке труда наблюдается явление, когда люди из различных профессий обращаются за получением юридических дипломов, часто в качестве второго высшего образования. Практически каждую неделю появляются вакансии, в которых требуется наличие юридического образования, даже для позиций, ранее не требовавших его. Яркий пример – требование высшего юридического образования для участковых уполномоченных полиции.
Кроме того, даже в ситуациях, когда работа возможна без юридического диплома, существует ложное восприятие о его необходимости. Это создает видимость важности юридического образования, которая не всегда обоснована реальной практикой.
Чиновники, сотрудники крупных компаний и руководители малых фирм сталкиваются с постоянными изменениями в регулировании и низким качеством правовых актов. Многие из них надеются, что наличие юридического образования, даже заочного, поможет лучше разобраться в ситуации.
Однако проблема с качеством юридического образования в стране ограничивает перспективу подготовки квалифицированных специалистов, таких как адвокаты, прокуроры и судьи. Вузы реагируют на запрос рынка, предлагая множество псевдодипломов, что приводит к выпуску тысяч «держателей дипломов» ежегодно.
Эти специалисты, вероятно, будут заниматься разработкой новых законов и принимать решения, но их эффективность вызывает сомнения. Основные недостатки современного юридического образования ставят под угрозу его способность подготовить компетентные кадры для адвокатской и судебной практики.