Правительство Российской Федерации предложило внести изменения в статью 183 Уголовного кодекса РФ с целью выполнения указания президента. Законопроект предполагает изменение основного наказания, предлагая установить минимальный срок лишения свободы вместо штрафа.
Это позволит учитывать степень тяжести деяния и обеспечить более гибкий подход к назначению наказания. Основная цель изменений заключается в усилении защиты коммерческой информации, налоговых и банковских тайны, которые могут находиться в таможенных базах данных.
В рамках законопроекта предусматривается ужесточение ответственности за незаконное получение и использование такой информации. В частности, планируется исключение штрафа как основного вида наказания в части 3 статьи 183. Предлагается установить минимальный срок лишения свободы от двух лет и дополнительный штраф в размере до 5 миллионов рублей.
Для части 4 статьи 183 предлагается минимальный срок лишения свободы от трех лет с возможностью начисления штрафа от 1 до 5 миллионов рублей.
Людмила Богатырева, руководитель ИТ-подразделения агентства «Полилог», отметила, что данная инициатива ориентирована на случаи умышленных преступлений, совершаемых организованными группами.
Она также подчеркнула, что утечки информации часто происходят из-за неосторожности, связанной с работой сотрудников разных уровней, и что для таких случаев чрезмерное наказание может быть неуместным. Однако в ситуациях, когда речь идет о сговоре с целью реализации мошеннических схем, ужесточение наказания представляется оправданным.
Современное наказание за преступления, связанные с разглашением данных, не соответствует ущербу, который они наносят, и предложенная инициатива направлена на исправление этого положения.
Независимый финансовый советник Елена Савина подчеркивает, что ограничения доступа к базе данных Федеральной таможенной службы и ужесточение наказания за утечки информации до уголовной ответственности являются необходимыми мерами.
В условиях санкций и неопределенности информация таможенных органов может оказаться в руках недружественных стран, усиливающих давление на Россию.
Утечки могут иметь как внутренние причины, так и быть следствием внешних кибератак.
Савина отмечает, что защита важной информации должна быть комплексной и включать в себя не только индивидуальную ответственность сотрудников и пользователей, но и создание систем, где разглашение данных будет практически невозможно.
Среди предложенных мер выделяются шифрование информации, анонимизация данных, улучшение систем учета и внедрение защищенных каналов связи между ведомствами.
Также доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Петров обращает внимание на necessity дальнейших шагов в законодательной инициативе.
Он предполагает, что могут быть разработаны указания для руководства правоохранительных органов о специализации сотрудников, чтобы добиться выявления преступной цепи — от тех, кто добывает информацию незаконно, до тех, кто ее использует.
Рынок труда сталкивается с необходимостью четкого определения границ коммерческой тайны, особенно в контексте трудовых отношений между работником и работодателем. Это мнение выразил Сергей Петров, подчеркивая важность привлечения ИТ-специалистов для эффективного решения вашей задачи.
Без четких критериев возможно привлечение к ответственности людей, случайно предоставляющих неполезную информацию, как, например, работник банка, который делится данными, не имеющими практической ценности.
По данным Владимира Воронина, управляющего партнера юридической компании «Альтависта», в 2023 году осуждены 36 человек за преступления, предусмотренные статьей 183 УК РФ, что на 25% меньше, чем в 2022 году, когда было осуждено 48 человек.
Статистика по преступлениям за 2024 год пока не опубликована. В 2023 году по части 1 статьи 183 УК РФ были осуждены три человека, по части 2 – 10 и по части 3 – 23, в то время как в 2022 году данные цифры составляли 3, 11 и 34 соответственно.
Воронин отметил, что в 2023 году лишь одному обвиняемому было назначено условное наказание, тогда как в 2022 году данный показатель был значительно выше. Эта тенденция свидетельствует о снижении числа осуждений и смягчении наказаний по данной статье, что подтверждает изменение судебной практики.
Основатель юридической компании Future Legal, Павел Катков, приводит пример негативного влияния усиления законодательной ответственности на организации и государство.
Он отметил, что в последние годы дважды повышался нижний порог, при котором действия по статье 146 УК РФ считаются преступлением. Это изменение ухудшает положение правообладателей, однако скорее всего, прежняя редакция закона не будет восстановлена, так как государство не склонно обесценивать свои решения.
В это время, правительство России запустило национальный проект «Экономика данных», который стартует с 1 января 2025 года. Вопросы реализации проекта и подготовки его паспорта находятся на рассмотрении профильных министерств, но документы по проекту пока не опубликованы.
В другом деле, ФАС возбудила расследование против МТС за возможное нарушение закона «О рекламе». В рекламе домашнего интернета, размещенной в поисковой системе Яндекс, выявлено некорректное сравнение, где утверждается, что «МТС — лучший домашний интернет Москвы».
Также ООО «Бюро 1440» и ПАО «МегаФон» подписали соглашение о подключении базовых станций к спутниковому интернету. В рамках первого этапа, который намечен на 2027 год, сигнал будет приниматься от низкоорбитальной спутниковой группировки.
Кроме того, Дмитрий Григоренко утвердил перечень приоритетных государственных информационных систем, включающих 10 новых федеральных GIS, которые лягут в основу реестра IT-расходов всех федеральных министерств и ведомств.