Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, функционирующий в рамках ФГУП «Главный Радиочастотный Центр» (ГРЧЦ), подвел итоги работы за 2024 год. Зафиксировано более чем двукратное увеличение числа заявителей по сравнению с 2023 годом: 7,7 тысячи граждан обратились за поддержкой, тогда как в прошлом году их число составляло 3,3 тысячи.
Основная часть обращений (77%) связана с цифровым мошенничеством. Также поступали запросы о защиту чести, достоинства, деловой репутации и персональных данных. Директор центра Людмила Куровская отметила, что миграция взаимоотношений в онлайн-пространство сделала вопросы безопасности личных данных особенно актуальными.

Операторы персональных данных обладают значительными ресурсами и правовым сознанием, в отличие от обычных граждан, которые находятся в более уязвимом положении. Елена Куц, руководитель экспертно-аналитического отдела ООО «АЛМИ Партнер», подвела итоги и сделала прогноз, согласно которому количество обращений будет расти.
Она подчеркнула, что злоумышленники постоянно изобретают новые схемы обмана, что ведет к увеличению числа жертв киберпреступлений. Учитывая это, услуги центра правовой помощи останутся востребованными, и все больше людей будут обращаться за юридической поддержкой, осознавая возможности, которые он предоставляет.
Взаимодействие правового центра с 192 организациями, включая многофункциональные центры «Мои документы», значительно улучшает доступность его услуг для населения, что, в свою очередь, увеличивает количество обращений со стороны граждан.
Особое внимание юристы центра уделяют претензионной и судебной работе. За последнее время специалистам удалось отменить 45 судебных решений о взыскании долга по договорам займа, при этом суды признали эти договора недействительными на общую сумму свыше 1,5 млн рублей. Все иски, поданные в интересах граждан, были удовлетворены.
В 2024 году специалисты помогли вернуть жертвам мошеннических действий рекордную сумму – более 22 млн рублей, которые были похищены со счетов подложными документами. В досудебном порядке удалось вернуть более 31 млн рублей, а в суде – свыше 1 млн рублей.
Также была выплачена компенсация морального вреда на сумму более 1,3 млн рублей, в частности, по делам, связанным с разглашением личной информации и неправомерной обработкой данных.
Адвокат Мария Князева объясняет высокую успешность работы юристов: «Суды сейчас единообразно удовлетворяют иски о признании недействительными договоров займа, заключенных мошенниками, основываясь на том, что граждане не давали согласия на заключение этих договоров с финансовыми организациями.»
До 2021 года суды в спорах, связанных с кредитами и мошенничеством, преимущественно принимали сторону банков.
Однако ситуация изменилась в 2022 году после ряда определений Верховного Суда РФ, который акцентировал внимание на необходимости защиты прав граждан, чьи данные использовались мошенниками для получения кредитов.
Это открытие привело к изменению судебной практики, и нижестоящие суды начали следовать этой новой линии.
Теперь статистика показывает, что споры, инициированные Центром правовой помощи, рассматриваются более успешно.
Кроме того, многие банки, по всей видимости, начали удовлетворять требования клиентов в досудебном порядке.