Иски экс-представительства Sony Pictures к российским киносетям на 1 млрд рублей

Мар 3, 2025 / 18:06

Экс-представительство Sony Pictures в России, известное как «Контент-клуб», подало иски к российским киносетям на общую сумму близко к 1 млрд руб. Данная информация получена из арбитражной картотеки.

Исковые заявления были поданы к ведущим киносетям и датированы 10 и 17 февраля нынешнего года. Наиболее крупный иск составляет 436,4 млн руб. и адресован объединенной киносети «Формула кино» и «Синема парк».

Иски экс-представительства Sony Pictures к российским киносетям на 1 млрд рублей

Также «Каро» должно 71,6 млн руб., а «Киномакс» — 176 млн руб. Остальные иски касаются различных сетей, в числе которых Goodwin Cinema и «Мираж Синема», а также торгово-развлекательные центры с кинотеатрами.

Из-за нарушения правил подачи некоторые иски были оставлены без движения, что указывает на трудности в процессе. Юристы ожидают, что суд примет сторону «Контент-клуба», однако фактическое исполнение решений может быть затруднено.

Претензии истца обусловлены долгами за показы фильмов компании до её ухода с российского рынка, что подтверждают источники в киносетях и знакомые с позицией истца.

Согласно данным из арбитражной картотеки, претензии «Контент-клуба» напрямую связаны с договорами, установленными с Sony Pictures.

В исках, направленных к «Синема парку» и «Мираж Синема», указано на необходимость взыскания основного долга и процентов по соглашению, подписанному в декабре 2019 года.

В этом же контексте в иске к «Синема Стар» речь идет о взыскании долга по рамочному лицензионному соглашению, касающемуся стандартных условий публичных показов аудиовизуальных произведений, подписанному в январе 2020 года.

Известно, что зимой 2021-2022 года Sony Pictures выпустила несколько знаковых релизов, в частности «Человек-паук: Нет пути домой» и «Анчартед: На картах не значится».

Premiere последнего состоялась за пару недель до того, как голливудские студии приостановили свою деятельность в России в последние дни февраля и начале марта 2022 года.

В условиях отсутствия новых фильмов от западных киностудий, сети кинотеатров стали продлевать показ этих картин значительно дольше обычного: если стандартный срок проката составляет три-шесть недель, то указанные фильмы демонстрировались почти четыре месяца.

Согласно данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, сборы «Человека-паука» составили 3 миллиарда рублей, а «Анчартед» собрал 1,6 миллиарда рублей.

Обе картины продолжали находиться в прокате и спустя месяцы после своего релиза.

Антон Сиренко, который возглавлял «Сони пикчерс продакшнс энд релизинг» до её переименования, подтвердил, что знает о заявленных исковых требованиях, однако вопросы по этому делу перенаправил новому руководству.

РБК направил запрос новому гендиректору «Контент-клуба» Светлане Железняк, однако представители киносетей «Каро» и «Синема Стар» отказались давать комментарии.

Также не было ответов на запросы РБК от сетей «Синема парк», «Премьер зал», «Мираж Синема», «Люмен» и Goodwin Cinema. В запросе РБК также была задействована пресс-служба американской Sony Pictures.

В конце февраля— начале марта 2022 года, на фоне начала специальной военной операции России в Украине, пять крупнейших голливудских студий — Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Paramount и Universal — объявили о приостановке своей работы в России.

Warner Bros. отменила прокат фильма «Бэтмен», а Sony Pictures отказалась от выхода «Морбиуса». Disney не выпустила мультфильм «Я краснею», несмотря на подготовленную ранее масштабную рекламную кампанию.

До этого, в 2021 году, более 70% кассовых сборов российского проката приходилось на голливудские мейджоры.

В октябре 2022 года российская структура Sony Pictures «Сони пикчерс продакшнс энд релизинг» была переименована в «Контент-клуб».

При этом руководство осталось прежним — генеральным директором остался Антон Сиренко, а владельцем является зарегистрированная в Делавэре SPPR Holdings Russia.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ, эта компания владеет 100% акций «Контент-клуба», которая теперь называется Content Club Holdings (Russia) LLC.

Сиренко занимал пост гендиректора «Контент-клуба» до августа 2024 года, после чего его обязанности перешли к Светлане Железняк.

В 2022 году, вскоре после ребрендинга, Сиренко в интервью «Ведомостям» заявил о намерениях компании сосредоточиться на дистрибьюторской деятельности и инвестициях в российское кино.

Ранее «Контент-клуб» уже проводил подобную деятельность, являясь соинвестором и прокатчиком таких фильмов, как «Сталинград», «Притяжение» и «Лед».

В 2021 году выручка компании составила более 7 млрд рублей, а чистая прибыль достигла 155 млн рублей.

Однако в 2023 году результаты оказались значительно хуже: выручка снизилась до 101 млн рублей, а чистый убыток составил 108 млн рублей.

В отчетности компании указан ряд исключительных прав на российские фильмы, включая «Повелитель ветра», собравший в прокате чуть более 500 млн рублей при бюджете 823 млн рублей.

В ноябре 2022 года «Бюллетень кинопрокатчика» сообщил о передаче «Контент-клубу» всех обязательств и прав по договорам СППР, а также о наличии долгов кинотеатров за прокат фильмов Sony Pictures, в том числе «Анчартед: На картах не значится».

Объем задолженности составляет несколько сотен миллионов рублей, причем главными неплательщиками являются крупные сети.

Вопрос взыскания долгов западных компаний, покинувших Россию, представляет собой сложное пересечение аспектов коммерческого права, санкционного регулирования и политических факторов.

Как отметил младший партнер юридической компании Uppercase Legal, Тамрин Дарбаков, если долг возник из контрактов, подписанных до выхода Sony Pictures из России, и фильмы были показаны, то юридических оснований для отказа в иске не существует.

Однако процесс взыскания также будет зависеть от реального исполнения решения суда, учитывая, что финансовые расчеты с иностранными контрагентами ограничены существующими санкциями и ответными мерами.

Партнер юридической коллегии Pen & Paper, Станислав Данилов, уточняет, что взыскание долгов «Контент-клуба» с кинотеатров возможно, так как иски касаются разногласий между российскими юридическими лицами, и принадлежность к иностранным компаниям не имеет значения для арбитражного суда.

По его словам, действующие указы президента России полностью блокируют возможность перевода денежных средств за границу, особенно если речь идет о недружественном бизнесе или государстве.

Суд, по мнению Данилова, будет применять стандартную правоприменительную практику; если будут представлены достаточно убедительные доказательства проката фильмов и неоплаченных сумм, достаточно вероятно, что иск будет удовлетворен.

Дмитрий Клеточкин, партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», также уверен в высокой вероятности взыскания долгов с киносетей.

После начала специальной операции дочерние компании иностранных компаний приостановили все операции в России, включая сбор долгов.

Однако, по словам Клеточкина, истекает трехлетний срок исковой давности, что заставляет компании подавать иски.

В целом практика по подобным спорам сегодня выражает неоднозначные результаты, подчеркивает Дарбаков: были случаи и успешного взыскания долгов, и решения судов, признающие невозможность исполнения контрактов в текущих условиях.

Многие иностранные компании склонны не судиться, а списывать потери, поскольку даже выигранный иск не всегда гарантирует фактическое получение средств.

Последние изменения в законодательстве и вмешательство международных факторов делают этот процесс еще более сложным.

По материалам: www.rbc.ru