После завершения работы сети совместных пунктов выдачи, Exmail подала иск к «Авито» на 1,1 млрд рублей, требуя компенсацию упущенной выгоды.
Утрата ключевого партнера поставила бизнес оператора доставки под угрозу. Однако шансы на успешное взыскание, по мнению юристов, выглядят неутешительными.
Согласно информации из картотеки дел, ООО ГК «Иксмэйл», представляющее Exmail, обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «КЕХ Екоммерц» (подразделение «Авито»).
Причиной к разбирательству стала односторонняя отмена договора и фактическое закрытие сети пунктов выдачи заказов «Авитоx Exmail». Сумма иска, как указано в материалах дела, основывается на расчете упущенной выгоды за период с сентября по декабрь 2024 года.
Пресс-служба «Авито» сообщила, что сотрудничество с Exmail было завершено 15 октября 2024 года, и у них нет незакрытых обязательств.
Последняя передача посылки была выполнена в декабре 2024 года, после чего оператор получил согласованное вознаграждение. Даты расторжения договора несколько раз менялись по запросу партнера.
Источник сообщает, что «Авито», один из крупнейших российских сервисов, принадлежит Kismet Capital Group Ивана Таврина.
Выручка ООО «КЕХ Екоммерц» в 2023 году составила 100,9 млрд рублей, что на 56,7% выше, чем в прошлом году, а чистая прибыль выросла в 3,3 раза, достигнув 39,3 млрд рублей.
В свою очередь, владельцем ГК «Иксмэйл» является Андрей Волков.
В 2023 году выручка компании Exmail составила 1,6 миллиарда рублей, что означает рост в 4,3 раза по сравнению с предыдущим годом.
В 2022 году Exmail начал сотрудничество с «Авито», открыв сеть кобрендинговых пунктов выдачи заказов (ПВЗ), в результате чего было открыто 700 пунктов в 177 городах России. Инвестиции сторон в этот проект достигли 2 миллиардов рублей, из которых, по информации источника, около 1,5 миллиарда рублей были вложены со стороны «Авито» для маркетинговой и операционной поддержки бизнеса.
Однако, одной из причин прекращения этого сотрудничества стали жалобы клиентов на повреждения и утерю посылок, которые превысили средние показатели на 30%. Exmail, в свою очередь, утверждает, что предоставляет услуги доставки высокого качества.
Проект «Авито x Exmail» развивался в основном благодаря франчайзинговой модели, где размер паушальных взносов составлял 400 тысяч рублей, согласно словам источника. «Авито» выступал как ключевой партнер, и после завершения сотрудничества планировалось перевести часть ПВЗ под бренд Lamoda. Представитель «Авито» отметил, что компания вела переговоры с Exmail, однако конкретных договоренностей достигнуто не было.
С потерей партнера владельцы ПВЗ начали адаптироваться к операциям с другими маркетплейсами и сервисами. Коммерческий директор «Скиф-Карго», Михаил Коптев, подчеркнул, что такое сотрудничество часто бывает взаимовыгодным: логисты получают возможность продвижения через платформу, в то время как «Авито» может предложить своим клиентам удобные варианты доставки.
Генеральный директор «Infoline-Аналитики», Михаил Бурмистров, считает, что для «Авито» прекращение сотрудничества с Exmail не несет существенных рисков, благодаря уже существующей широкой сети партнерских ПВЗ, которая продолжает расширяться.
Тем не менее, для Exmail уход ключевого партнера, а также возникшие судебные разбирательства могут создать значительные сложности в операционных процессах и даже угрожать существованию бизнеса.
Юрист Дмитрий Клеточкин высказывал предположение, что подача иска к «Авито» может быть попыткой владельцев Exmail подготовить почву для банкротства, чтобы минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности. Есть информация, что ранее две микрофинансовые организации и один индивидуальный предприниматель уже выразили намерение подать заявления о банкротстве Exmail.
Шансы на успешное взыскание значительной суммы с «Авито» оцениваются как низкие, так как, по мнению председателя коллегии «Сулим и партнеры» Ольги Сулим, доказать размер упущенной выгоды будет гораздо сложнее, чем подтвердить фактические убытки.