Центральная избирательная комиссия Российской Федерации начала подготовку к формированию одномандатных избирательных округов. Это связано с необходимостью обновления информации о численности избирателей в каждом субъекте страны.
Николай Булаев, заместитель председателя ЦИК, сообщил, что первоначальным этапом станет сбор данных о численности избирателей по регионам. После этого будет произведен расчет количества округов, исходя из собранных данных.
ЦИК определяет, сколько округов будет полагаться каждому региону, на основе чего рассчитывается число депутатов, потенциально избираемых от субъектов РФ. Однако для точного подбора округов необходимы данные о численности избирателей на 1 января 2025 года, которые пока не опубликованы, но ожидается, что они станут доступны в феврале.
Обычно региональные власти заинтересованы в сохранении максимального числа избирательных округов, чтобы увеличить представительство своих интересов. Однако бывают исключения, когда губернаторы могут менять границы округов с целью устранения конкурентов среди депутатов Госдумы, хотя такие случаи нечасты.
В марте в Госдуму может быть внесен законопроект с новой схемой одномандатных округов.
Работа над новым документом осуществляется при сотрудничестве с управлением президента по внутренней политике. Этот документ влияет прежде всего на депутатов, избираемых по одномандатным округам, представляющим конкретные территории, в отличие от тех, кто выбирается по партийным спискам.
В настоящий момент в Государственной Думе числится 450 депутатов, из которых 225 избираются по одномандатным округам. Согласно законодательству, границы этих округов пересматриваются один раз в десять лет, и последний раз это было сделано в ноябре 2015 года.
В 2007 и 2011 годах депутаты выбирались только по партийным спискам, однако была восстановлена смешанная система выборов, которая в настоящее время применяется.
Специалист в области права, Олег Захаров, говорит, что новые факторы изменяют сложившуюся конфигурацию для депутатов-одномандатников. Например, появление примерно девяти округов в новых регионах увеличивает общую норму представительства, что может угрожать мандатам в регионах, где количество избирателей недостаточно для того, чтобы обеспечить мандат, полученный по методу «остатков».
Округа создаются, основываясь на единой норме представительства, которая определяется делением общего числа избирателей в стране на количество одномандатных округов. В регионах с низким числом избирателей формируется лишь один округ, как, например, в Хакасии, в то время как остальные округа распределяются между регионами в соответствии с установленной формулой.
В 2015 году общее число избирателей составило порядка 110 миллионов, что соответствовало 488 тысячам на один округ. Однако в связи с включением новых территорий в состав Российской Федерации, норма представительства может измениться.
Захаров также подчеркивает важность анализа изменения численности избирателей на 1 января. Очистка избирательных списков осуществляется перед выборами президента, и это может негативно сказаться на шансе отдельных регионов при перенарезке округов.
Уменьшение числа избирателей может привести к риску утраты мандатов, особенно для тех регионов, которые находятся в группе риска, поскольку они зависят от электоральной статистики, предоставленной год назад.