Восстановление экономики после пандемии и вызовы инфляции

Июл 29, 2025 / 10:53

Глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что постпандемическое восстановление экономики не менее сложное, чем выздоровление человека от COVID-19. В своем выступлении в Госдуме 18 ноября 2021 года она сообщила, что несмотря на преодоление наиболее острых последствий, проблемы остаются, и важно сосредоточиться на их решении, в частности, на борьбе с инфляцией.

По ее мнению, экономика должна перейти к устойчивому росту, и для этого требуется ограничить негативные последствия пандемии.

Восстановление экономики после пандемии и вызовы инфляции

Центральные банки по всему миру также выражают беспокойство по поводу инфляции и начинают сворачивать программы стимулов. Глава Совета управляющих Федеральной резервной системы США Кристофер Уоллер заявил, что рынок труда близок к максимальной занятости, однако любые нежелательные факторы, такие как новые вспышки COVID-19, могут замедлить восстановление.

В зависимости от состояния экономики, Федеральный резерв может корректировать скорость сокращения выкупа активов. Если экономические условия будут готовыми, комитет может ускорить этот процесс, что в дальнейшем позволит предпринять более агрессивные шаги в монетарной политике.

Мировая экономика начала восстанавливаться после пандемии 2020 года благодаря рекордной эмиссии денег. В 2020 году денежная масса в крупнейших странах увеличилась на 26%. В 2021 году темпы эмиссии снизились, но остаются на 10% выше обычных значений.

Общий объем ликвидности, предоставленный центральными банками и кредитными учреждениями США, Китая, еврозоны, Японии и Великобритании, составил 28,8% их совокупного ВВП. С марта 2020 по апрель 2021 года в мировую экономику было вложено эквивалент $27 трлн.

Это значительное увеличение денежной массы и восстановление экономической активности после пандемии стали причиной глобальной инфляции. Однако ни правительства, ни центробанки не хотят брать на себя ответственность за инфляцию. В развитых странах ее причиной обычно указывают проблемы с цепочками поставок, а в развивающихся — импорт инфляции из более развитых экономик.

Кризис в цепочках поставок, первоначально воспринимаемый как временный, вероятно, продлится еще долго. Дополнительно к этому добавляется энергетический кризис, связанный с «зеленой трансформацией». Растущие цены на углеводородное топливо переносятся на другие сектора экономики, усиливая инфляционные процессы.

Таким образом, сочетание увеличения денежной массы, проблем в цепочках поставок и энергетического кризиса создает сложные условия для дальнейшего экономического роста.

Современные центральные банки мира, столкнувшиеся с избыточной денежной ликвидностью, вынуждены постепенно сокращать денежное стимулирование после длительного периода рекордных вливаний. Однако такое решение может иметь серьёзные последствия. Остановка печатания денег может привести к замедлению мировой экономики, привыкшей к постоянному денежному вливанию, что в конечном итоге может вызвать стагфляцию. Это явление характеризуется высокой инфляцией на фоне экономической стагнации.

Начиная с третьего квартала 2021 года, темпы роста глобальной экономики снижаются, чему способствуют негативные тренды в таких странах, как США и Китай, несмотря на растущую инфляцию. Угроза стагфляции может стать реальностью в 2022 году, учитывая продолжающиеся волны коронавирусных инфекций и необходимость введения локдаунов, что, в свою очередь, негативно сказывается на экономике.

В такой ситуации попытки контролировать инфляцию с помощью традиционных инструментов денежно-кредитной политики оказываются безрезультатными. Для выхода из этой ситуации требуется эффективно сочетать монетарную политику центральных банков и фискальную политику правительств.

Если действия центральных банков исчерпаемы, а правительства не применяют достаточные меры для фискальной стабильности, возникает дисбаланс, который напоминает качели: на одной стороне — центральный банк (или ФРС в США), на другой — Министерство финансов. Эта динамика требует от политиков осмысленных решений, направленных на стимулирование экономического роста и обеспечение финансовой стабильности.

В стабильные времена, когда внешние факторы не оказывают существенное влияние, оптимальное сочетание денежно-кредитной и фискальной политики может создать положительные условия для экономического роста при низкой и стабильной инфляции.

Однако история показывает, что чрезмерное увлечение денежной политикой или избыточные бюджетные расходы способны сначала привести к экономическому буму, а затем обернуться серьезными последствиями для финансовых рынков и потере активов у граждан и инвесторов.

Важно, чтобы государства в текущих сложных условиях наладили управление экономикой, чтобы избежать перегрева, который может вызвать стагнацию и рост безработицы, а также не допустить стагнации в условиях рекордной инфляции, которая грозит перейти в стагфляцию.

Фискальная политика включает в себя использование государственных расходов и налогов для влияния на экономический рост, спрос, занятость и инфляцию. Она может быть экспансионистской — при увеличении расходов и снижении налогов для стимулирования спроса, или сдерживающей — при необходимости сокращения расходов и налогового бремени для охлаждения перегретой экономики.

Терминальный случай фискальной политики включает в себя современную денежную теорию (ММТ), которая предполагает, что государство имеет монополию на эмиссию своей валюты и может в неограниченных масштабах тратить деньги и выпускать долговые обязательства.

Согласно этой теории, если в экономике появится избыток денег, его можно будет убрать через повышение налогов. Однако, важно отметить, что данная концепция часто воспринимается как утопичная, особенно среди левых политиков и популистов.

На практике ни одна экономическая теория не может в полной мере смоделировать сложные экономические процессы, особенно в условиях нестабильных поставок и волатильности цен на сырье.

Например, поведение центральных банков в 2020-2021 годах можно сравнить с азартной игрой в казино — ставки становятся все выше, а риск последствий нарастает.

Временное увеличение госдолга и значительные бюджетные дефициты, наблюдаемые в США и Китае, могут привести к гиперинфляции и коллапсу доверия к финансовым системам.

Такой сценарий может в конечном итоге вылиться в экономический кризис глобального масштаба, подобный «Великой депрессии».

По данным Института международных финансов, мировой долг достиг рекорда в $300 трлн во втором квартале 2021 года. Однако соотношение долга к мировому ВВП снизилось до 353%, что стало первым падением с начала пандемии, благодаря ускоренному восстановлению экономического роста.

Несмотря на это, совокупный долг вырос на $36 трлн по сравнению с январем 2020 года, а задолженность развивающихся стран составила $92,6 трлн, при этом они лишены возможности печатать резервные валюты. Особенно заметный рост задолженности отмечен в Китае.

Долг домашних хозяйств во всем мире увеличился на $1,5 трлн за первые шесть месяцев года и достиг $55 трлн. Институт международных финансов подчеркивает, что высокая потребность в государственном финансировании, усугубляемая политическим и социальным давлением, делает ряд стран уязвимыми перед лицом ослабления доходов.

Ситуация ставит под сомнение возможность продолжать печать денег и увеличивать бюджетные расходы, и возникает вопрос о целесообразности минимизации государственного вмешательства в экономику. Но отдавать управление экономикой на произвол рынка в текущих условиях, после масштабной денежной эмиссии и введения ограничительных мер, может обернуться серьезными последствиями, подобными открытию ящика Пандоры.

В последние годы монетарные меры, примененные для стимулирования экономики, подошли к предельной эффективности. Устойчивым решением для борьбы с гиперинфляцией и стагнацией может стать фискальная рефляция, однако для успешной реализации необходима координация усилий ведущих мировых экономик.

Фискальная рефляция имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, она позволяет управлять государственными расходами и доходами, увеличивая совокупный спрос путем госзаказов и инфраструктурных проектов, а также снижением налогов. Это должно помочь сгладить экономические колебания.

С другой стороны, такие меры могут сократить бюджетные доходы и дать результат по инфраструктуре лишь в долгосрочной перспективе.

Каждая страна должна определить оптимальный уровень налогов, потому что фискальная рефляция подразумевает не только снижение налоговой нагрузки, но и увеличение расходов, которые требуют устойчивых источников финансирования.

Положительные аспекты рефляции значительно перевешивают негативные, особенно при условии, что государство вводит серьезные структурные реформы, способные положительно сказаться на экономике и бюджетных поступлениях в будущем.

Важно также заметить, что фискальные меры имеют эффект, который может мультиплицироваться благодаря росту экономики и, как следствие, увеличению налоговой базы, что в будущем отвечает за поступления в бюджет.

В условиях импортируемой инфляции в России стратегические инвестиции в инфраструктуру, образование и медицину, в сочетании с гибкой налоговой политикой, могут стимулировать рост деловой активности.

Это, в свою очередь, поможет привлечь инвестиции и снизить зависимость от импорта и внешних инфляционных факторов. Ключевым аспектом остается снижение инфляционных ожиданий и поддержание стабильного валютного курса для минимизации оттока капитала.

Тем не менее, быстро справиться с инфляцией вряд ли удастся. Продолжающие действовать проинфляционные факторы, такие как избыток ликвидности и дефицит реальных товаров, будут оказывать давление на экономику также и в 2022 году.

Ограничение денежного предложения, само по себе, не решит проблему, а может привести к стагфляции. Мировое сообщество должно будет координировать свои экономические меры для устранения дисбаланса, однако неопределенности в международной политике создают дополнительные риски для успешного решения этих вопросов.

По материалам: www.kommersant.ru