В российском спорте наблюдается новая эпоха, в рамках которой происходит преобразование системы управления в соответствии с изменяющимися условиями. Профессор Сергей Алтухов, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ, выделяет важные тенденции и события, характерные для новой государственной спортивной политики, которые стали явными в июне 2025 года.
Основные аспекты, такие как кадровые проблемы, финансирование, спортивные календарные мероприятия и образовательные направления, изменяются под воздействием новых управленцев во главе с министром спорта Михаилом Дегтяревым.

Происходит структурное укрупнение спортивных федераций и создание Национального спортивного фонда, целью которого является аккумулирование части доходов от букмекеров для развития спорта в стране. Это обозначает переход от традиционного подхода, когда все решения принимались централизованно, к более интегрированной модели, предполагающей вовлечение разных участников в процесс принятия решений.
Назначение Дегтярева президентом Олимпийского комитета России также подчеркивает стремление к получению международной легитимности и активному влиянию на глобальную спортивную арену.
Таким образом, трансформация в управлении спортом не ограничивается лишь изменением форм, а подразумевает создание абсолютно новой политики, ориентированной на вызовы современности и потребности спортивного сообщества.
Лето 2025 года обещает быть насыщенным событиями в мире спорта. Актуальные проблемы с прошлого лета продолжают требовать решения, что делает происходящие события особенно важными для множества людей, связанных с физической культурой.
В спортивной практике существует аналогия с военно-морской службой: когда поступает команда «Осмотреться в отсеках!», экипаж внимательно проверяет обстановку, чтобы убедиться в отсутствии неисправностей, и, если есть сомнения, сообщает о них в командный центр.
Перед заседанием Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, прошедшем 17 октября 2024 года в Уфе, поступило множество замечаний и предложений. Президент России даже привел пример ситуации с юными хоккеистами, что подчеркивает важность данной темы.
Собранные данные ясно показывают, что управление в российском спорте есть, но отсутствует эффективная управляемость. Параллельно идет политический процесс восстановления позиций России на международной арене, однако изменения в мировом порядке затрудняют понимание и завершенность новых отношений.
Начнем разговор с анализа различий между политикой и управлением в российском контексте, что поможет глубже понять текущую ситуацию.
В России, как и ранее в Советском Союзе, слова «политика» и «власть Кремля» воспринимаются как тесно связанные и взаимодополняющие. Даже в таких сферах, как промышленная, культурная и научно-техническая политика, подразумевается присутствие Кремля. Перевод терминов «государство», «правительство» и «политика» между языками всегда вызывает сложности, что важно учитывать при подготовке публикаций на английском языке.
Спортивная политика в России не заняла значительного места в международных или национальных делах и не обрела устойчивую систему развития, а также достаточные академические исследования. Власти по-прежнему заинтересованы в спорте, поскольку спортивные достижения «наших» против «ненаших» становятся важным символом национальной идентичности.
Тем не менее, место спорта в рамках культурных и духовных ценностей, влияющих на политические цели и экономические механизмы, до сих пор остается неопределенным. Государственные расходы на физкультуру и спорт, превышающие 500 миллиардов рублей в год, не привели к созданию эффективной экономической структуры в сфере спорта. Не возникли и отраслевые контрольные органы, такие как Росспортнадзор, для соблюдения законодательства, что ставит под сомнение статус спорта в российском обществе.
Спорт в России находится на пересечении различных областей, таких как медицина, образование и культура, не являясь при этом самостоятельной отраслью.
Разные виды спорта имеют собственные негосударственные правообладатели и экономику, а также регулирующие организации и правовые нормы. Однако уровень контроля в этой сфере ограничивается проверками Счетной палаты РФ.
Высший орган управления в области физической культуры и спорта — «Совет при Президенте Российской Федерации», который определяет стратегию развития.
Для сравнения, в 1956 году в США был создан аналогичный «Президентский совет по спорту, фитнесу и здоровому питанию», что иллюстрирует различия в подходах к спортивной политике.
Разбалансировка государственной спортивной политики в России стала заметной только с возникновением международных проблем, когда отечественная система управления спортом оказалась неэффективной для разрешения конфликтов и изменения приоритетов.
Это подтверждает потерю управляемости, о которой упоминали члены МОК.
В международной практике формирование спортивной политики является важной частью управления и активно изучается в образовательных программах по спортивному менеджменту.
Таким образом, развитие спорта требует более интегрированного и проактивного подхода со стороны государства.
Управление спортом можно определить как процесс осуществления власти и полномочий в спортивных организациях, включающий разработку политики, определение организационной миссии и соблюдение требований регуляторов на местном, национальном и международном уровнях.
Этот процесс функционирует на политическом, системном и организационном уровнях. Важным аспектом является соблюдение внутренних норм и внешних регулирующих систем, что обеспечивает соответствие действий спортивных организаций нормативным стандартам.
Принцип управления, а не контроля, является ключевым на политическом уровне. Это особенно важно, учитывая, что, хотя в России не объявлено о спортивной реформе, наблюдаются значительные изменения в управлении и структуре спортивной вертикали.
Одним из основных документов, формирующих стратегию в этом направлении, стала комплексная государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», которая подчеркивает необходимость новых подходов в управлении спортом. Эти изменения требуют внимательного анализа и понимания общей логики и направлений предложенных решений.
В документе, посвященном спортивной политике до 2030 года, отсутствуют временные показатели. Это оперативное руководство подтверждает, что структурная инвентаризация спортивной инфраструктуры является приоритетом.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко акцентирует внимание на необходимости формирования полноценной базы данных для эффективного принятия решений, включая анализ внебюджетных источников финансирования, что гарантирует Министерство спорта и российский спортивный фонд.
Кроме того, влияние нового президента Международного олимпийского комитета (МОК) на спортивную среду не вызывает сомнений. Чернышенко выражает надежду, что после официального вступления в должность начнутся встречи, способствующие развитию спорта в России.
Для успеха государственной программы требуется оценка вклада всех регионов в развитие спорта и распространение передового опыта. Принятие новых стратегий предполагает также создание соответствующих структур для эффективной реализации намеченных планов и мероприятий, что обосновывает кадровые изменения и изменение статуса подведомственных учреждений.
Ярким примером является Центр спортивной подготовки сборных команд России, который за последние три года не смог достичь проектных мощностей для подготовки спортсменов высоких достижений.
Отстранение российских атлетов от международных соревнований привело к значительным последствиям для Центра спортивной подготовки (ЦСП). Его основная функция - предоставление сервисов для спортсменов - практически утратила свою актуальность в условиях нынешней ситуации.
В связи с этим зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова заявила о перевыполнении бюджета по доходам на 2024 год, составившем 5,4 млрд руб., что является удивительным результатом, но, по ее словам, связано с остатками субсидий из 2023 года. Это указывает на необходимость переработки бизнес-модели и методов финансирования подготовки спортсменов, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Параллельно хоккейная система требует переосмысления для успешного возвращения в международный календарь. Примером служит отставка главного тренера хоккейного клуба СКА, которая не является прорывом, а скорее подтверждением «Принципа Питера». Этот принцип предполагает, что работник растет в своей карьере, пока не доходит до уровня, на котором он становится некомпетентным.
Это означает, что успешные сотрудники могут быть повышены до должностей, для выполнения которых не обладают необходимыми навыками и знаниями. В конечном итоге, поддержание компетенции в высокой позиции становится сложной задачей.