В 23:00 по московскому времени президент США Дональд Трамп выступит в Розовом саду Белого дома, объявив 2 апреля «днем освобождения» для страны. Ожидается, что речь пойдет о новой тарифной политике, которая может включать пошлины для всех стран.
Глава Минфина Скотт Бессент уточнил, что новые тарифы затронут лишь 15% мировых экономик, каждая из которых получит свою ставку пошлины. Речь идет о тех странах, которые уже накладывают высокие пошлины на американские товары или имеют значительный торговый дефицит с США. Однако Трамп настаивает на том, что начнет с пошлин для всех стран.

Импорт в США вырос на 6,6% в 2024 году, составив $4,1 трлн, что указывает на важность этого рынка для глобальной экономики. Ожидается, что новые 25%-ные пошлины, о которых заявил Белый дом, отражают ответ на ограничения, установленные другими странами для американских товаров, однако полный список этих стран пока остается неизвестным.
Эксперты предупреждают, что эти меры могут отрицательно повлиять на мировой ВВП и ускорить инфляцию, так как Штаты являются ключевым рынком для ЕС, Китая, Канады и Мексики. Введение пошлин может усложнить международную торговлю и подорвать стабильность экономики США, а также ослабить роль доллара на мировых рынках.
По мнению Сергея Пухова из НИУ ВШЭ, такая протекционистская политика приведет к усилению конкуренции и снижению прибыли, что может создать трудности сбыта и замедлить темпы развития торговли и мировой экономики в целом.
Торговые войны могут способствовать глобальной фрагментации торговли, что приведет к потере мирового ВВП на уровне 1% и более. Это мнение высказал Дмитрий Кузнецов, научный сотрудник Института повышения квалификации экономистов.
Внедрение импортных пошлин на товары из ЕС, Китая, Канады и Мексики может замедлить рост мирового ВВП на 0,3–0,4 процентного пункта, добавляет Альберт Бахтизин, директор Центрального экономико-математического института РАН.
Торговая война, инициированная администрацией Трампа, потенциально может обойтись мировой экономике в $1,4 трлн и привести к резкому росту цен в США, как сообщают исследователи Астонской школы бизнеса, сопоставляя ее с последствиями кризиса 1930 года.
ОЭСР в марте снизила прогноз по росту мирового ВВП в ближайшие годы до 3,1% в 2025 году и 3% в 2024-м, указывая на негативное влияние торговых барьеров среди стран G20 и неопределенности на рынке.
Fitch прогнозирует еще большее замедление до 2,3% в 2025 году и 2,2% в 2026.
Новые тарифы на товары из Канады и других стран, введенные в начале февраля 2025 года, связаны с борьбой с нелегальной миграцией и наркозависимостью в США.
США ввели пошлины на импорт товаров из Китая и Северной Америки: 10% на китайские товары и 25% на канадские и мексиканские. Пошлины на канадские энергоносители составили 10%. Эти меры должны были начать действовать с 4 февраля, однако для Канады и Мексики их применение отложили, так как страны согласились на усиление пограничного контроля в рамках соглашения USMCA. В итоге, пошлины на импорт из Китая были подняты до 20%.
10 февраля президент Трамп подписал указ, который вводит 25%-ные пошлины на сталь и алюминий из девяти стран, включая традиционных союзников – Великобританию, Канаду, страны ЕС, Мексику, Южную Корею и Японию, с началом действия с 12 марта. По данным Bloomberg, Индия имеет самые высокие средние тарифы на импорт, достигающие 17%, тогда как в Китае им составляет 7,5%, в Мексике – 6,8%, в ЕС – 5%, а в Канаде – 3,8%. 26 марта США анонсировали резкое повышение автомобильных тарифов, начиная с 2 апреля, на все иностранные автомобили будет введена 25%-ная пошлина.
В ответ на действия США, Китай с февраля увеличил пошлины на нефть и сельхозтехнику из Америки на 10% и на уголь и сжиженный газ на 15%, также подал жалобу в Всемирную торговую организацию (ВТО). С 10 марта КНР ввела пошлины на американскую сельхозпродукцию в размере 10%-15%. Канада также ответила на действия США, подав две жалобы в ВТО и введя тарифы на американские товары на сумму $20,6 миллиардов по ставке 25%, а затем и на товары общей стоимостью $86,28 миллиардов.
Еврокомиссия 12 марта объявила о готовности ввести быстрые и адекватные контрмеры против американского импорта в ответ на новые пошлины США. Существующие меры могут затронуть экспорт американских товаров на сумму до 26 миллиардов евро. С апреля ЕС планирует ввести 50%-ные пошлины на бурбон и другие товары из США. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила, что Европа готова к ответу на американские тарифы.
Анализ, проведенный Йельской бюджетной лабораторией, показал, что пошлины, введенные Трампом, могут обойтись среднему домохозяйству США в 1600–2000 долларов в год, что приведет к росту цен на 1,0–1,2 процентных пункта и сокращению ВВП на 0,6%. Fitch в своем прогнозе на 2025 и 2026 год снизил ожидаемый рост экономики США до 1,7% и 1,5% соответственно.
Аналитическая компания Moody’s предупредила о возможной потере 5,5 миллионов рабочих мест, увеличении безработицы до 7% и падении экономики на 1,7%. По подсчетам Telegram-канала «Холодный расчет», резкое повышение пошлин может снизить ВВП на 4 процентных пункта и увеличить базовую инфляцию на 2,5 процентных пункта. Более умеренные пошлины приведут к уменьшению ВВП на 2 процентных пункта и ускорению инфляции на 1,2 процентных пункта. Увеличение пошлин может также повлечь за собой рост процентных ставок ФРС, что замедлит экономический рост и увеличит нагрузки на бюджет США.
По мнению экспертов, краткосрочные выгоды от введения тарифов в США могут быть быстро нивелированы негативными последствиями в средне- и долгосрочной перспективе. Президент Федерального резервного банка Ричмонда, Том Баркин, выразил опасения, что тарифы, введенные ранее администрацией Трампа, могут способствовать росту инфляции и уровню безработицы в США.
Он отметил, что увеличение цен, вызванное новыми тарифами, может создать напряженность между потребителями, не желающими платить больше, и поставщиками, стремящимися сохранить прибыль.
Александр Данильцев, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, также указывает на потенциальный риск частичной или полной остановки торговли, вызванной повышением пошлин и ответными мерами. Его расчеты показывают, что введение 25%-ных тарифов может снизить ВВП США на 0,3 процентных пункта, а для стран Европейского Союза — на 0,5 процентных пункта, при этом состояние экономики будет зависеть от продолжительности торговых споров.
Бахтизин добавляет, что в результате этих действий может значительно вырасти инфляция: на 0,6 процентных пункта в странах ЕС и на 0,5 процентных пункта в США. Дальнейшая динамика будет зависеть от изменений в международной торговле и доли доллара в глобальных расчетах.
Кроме того, зависимость США от импорта из Европы значительно превышает экспортные связи стран ЕС с США, что еще больше усугубляет возможные экономические последствия для Америки.
Импорт автомобилей из стран по всему миру составляет около половины американского рынка. Примечательно, что одна шестая этой доли приходит из Европейского Союза, что делает возможные экономические последствия протекционизма более весомыми для США, чем для ЕС.
В свою очередь, США занимают важное место на рынке экспорта ЕС, обеспечивая более 8% поставок. Основным товаром европейского экспорта в США являются автомобили, которые составляют около 8% от общего объема экспорта ЕС в США и более 10% от мирового экспорта автомобилей, по данным Данильцева.
В 2024 году объем торговли между США и ЕС достиг $975,9 миллиарда, с экспортом из США на $370,2 миллиарда и импортом из ЕС – $605,8 миллиарда, что привело к дефициту в $235,6 миллиарда, увеличившемуся на 12,9% по сравнению с 2023 годом. Анализ предполагает, что экспорт из ЕС в США может снизиться на 20% в краткосрочной перспективе из-за сложности организации альтернативных торговых путей, как предупреждает Бахтизин.
Торговая война, инициированная США, стремится активизировать американскую промышленность и нанести экономический ущерб конкурентам. Это касается, в частности, ключевых отраслей, ухудшение состояния которых может повлиять на другие секторы. В Германии это связано с производством транспортных средств, а во Франции – с производством автотехники.
Согласно Бахтизину, именно автомобили были основным товаром, который Германия экспортировала в США, и в результате страна может пострадать больше всех в ЕС.
В условиях нестабильности на мировых рынках европейские компании начинают искать альтернативные пути для выхода на новые рынки. В частности, предполагается активизация сотрудничества с Китаем, а также восстановление торговых отношений с Россией.
Китай, обладая одной из крупнейших экономик, не только активно диверсифицирует свои экспортные поставки, но и имеет возможность перенаправить высвобождающиеся объемы экспорта. У Китая может быть достаточно ресурсов для управления курсом юаня, что сможет помочь компенсировать потери от изменения торговых потоков. Однако ослабление юаня приведет к удорожанию импорта, и хотя Пекин проявляет осторожность в введении новых пошлин, это также может сказаться на их экономике. Ожидается, что негативное влияние на ВВП Китая составит около 1%.
Ущерб от торговой войны окажется менее болезненным для Китая, чем для Соединенных Штатов, с прогнозом снижения китайского ВВП на 0,2 п. п. по сравнению с базовым сценарием, в то время как для США это значение составит 0,3 п. п.
В 2024 году экспорт товаров из США в Китай ожидается на уровне $143,5 млрд, что на 2,9% меньше, чем в 2023 году, в то время как экспорт из Китая в США достигнет $438,9 млрд (+2,8%). Это приведет к увеличению торгового дефицита США с Китаем до $295,4 млрд, что на 5,8% больше по сравнению с предыдущим годом.
Введение пошлин на товары из Канады и Мексики может негативно отразиться на их экономиках: снижение ВВП ожидается на 0,6 и 0,7 п. п. соответственно, а индекс потребительских цен вырастет на 0,5 и 0,7 п. п. В то же время, с учетом загородного рынка, снижается и ВВП США, который может сократиться на 0,4 п. п., а инфляция возрастет на 0,6 п. п.
Экономика Мексики очень зависима от экспорта в США, и 80% товарооборота направлено именно туда. В ответ на пошлины в 25% ожидается снижение мексиканского экспорта на 20-25%, что может привести к потере около 2-3% ВВП. Если Мексика решит ответить на введенные тарифы, потери могут увеличиться до 3-4%.
Канада, в свою очередь, направляет 70% своего экспорта в США, и аналогичное снижение на 20-25% также снизит ВВП до 2-3% от потенциального уровня. Канада поставляет в основном сырьевые товары, которые проще перенаправить на другие рынки.