Недавно подписанный президентом Владимиром Путиным закон, который вступит в силу 1 сентября, запрещает ограничивать установку RuStore на устройства Apple в России. Эксперты отметили, что этот закон обостряет ситуацию, делая её патовой. Главной целью закона является обеспечение доступа к приложениям российских разработчиков, включая банковские сервисы, что особенно важно, поскольку зарубежные платформы осложняют этот процесс.
Основное внимание уделяется технике Apple, которая не допускает установку сторонних магазинов. Однако, в прошлом компания проявляла гибкость, например, в отношении унификации зарядных устройств для Европейского Союза. Также вспоминается судебный процесс с Epic Games, в результате которого Apple была признана монополистом, и для EU было разрешено платить за игры вне Apple Store.

Тем не менее, успех RuStore может быть под угрозой. Приложения, которые могут находиться в нем, могут принадлежать компаниям, попавшим под санкции. Эксперт по защите данных Максим Лагутин выражает сомнение в том, как Apple сможет решить возникшие проблемы, учитывая необходимость соблюдения как российских, так и международных санкций. Это создает двойственный выбор: подчиниться требованиям России или рисковать столкнуться с санкциями со стороны США и ЕС.
Существует вероятность, что Apple может поддаваться влиянию американских коллег, или же система предустановки RuStore в конечном итоге будет ограничена лишь Россией. Теоретически это возможно, но на практике реализация такой изоляции представляет собой значительные технические сложности.
Заместитель главы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин ранее подчеркивал, что Apple всегда проявляла уважение к российскому законодательству и ведет текущие переговоры с компанией.
Однако, как отметил IT-эксперт Александр Баулин, предыдущие соглашения не идут ни в какое сравнение с новым требованием о предустановке RuStore. Он заметил, что в прошлом Apple соглашалась удалять запрещенные приложения, но добавление новых, особенно таких, как RuStore, — это новая страница. RuStore представляет собой платформу, через которую могут загружаться другие приложения, что создает риск уязвимостей и безопасности для пользователей, что Apple не может игнорировать.
Кроме того, новый закон вносит изменения в преамбулу закона «О защите прав потребителей» — неопределенности с предустановкой RuStore будут расцениваться как недостаток товара, что дает возможность требовать замену или возврат устройства с полной компенсацией. Это может повлиять на целесообразность продажи таких устройств, как заметил техноблогер Валентин Петухов, известный как Wylsacom.
Он указал, что, учитывая отсутствие Apple на российском рынке с 2022 года, компания может проигнорировать эти требования, аргументируя это тем, что не несет ответственности за устройства, ввезенные через параллельный импорт.
Обсуждаемый закон имеет позитивные аспекты, однако его принятие произошло позже, чем следовало, после ухода Apple с российского рынка.
В действительности, он затрагивает ритейл и создает препятствия для продажи мобильных устройств, поскольку отсутствие RuStore может привести к признанию устройств дефектными по закону «О защите прав потребителей». Это снижает коммерческую привлекательность продажи таких девайсов, так как прокуратура может вмешиваться и проверять деятельность предприятий, что приводит к изъятию товаров.
Хотя продажа iPhone формально разрешена, на практике это может оказаться нецелесообразным с финансовой точки зрения. Использование подержанных устройств, которые не подпадают под действие нового закона, представляется выходом из ситуации. Аналогичный опыт имеется в Таиланде, где устройства активируются перед покупкой.
На прошлогоднем заседании Ассоциация торговых компаний просила правительство отказаться от запрета на продажи гаджетов без RuStore, указывая на то, что это может фактически запретить продажу устройств Apple.
В ответ Минцифры подчеркнула, что стремление облегчить работу сторонних магазинов в мобильных экосистемах — это мировая тенденция.