С начала марта текущего года Болгария официально отказалась от импорта нефти из России, не дожидаясь истечения срока 2024 года, установленного для подобных поставок. По данным, поставок из России в 2024 году уже не было, и к марту был запрещен официальный импорт из России.
Причиной такого решения стала политика, а также владение российскими компаниями нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Бургасе. НПЗ в Бургасе является крупнейшим на Балканах и способен перерабатывать до 9,5 миллиона тонн сырья в год. Процент использования российской нефти марки Urals снижался в прошлые годы, составляя всего 50% производства, остальные 50% приходились на другие марки нефти.
Сейчас же НПЗ работает с нефтью из Казахстана (КТК, KEBCO), стран Ближнего Востока, а также закупает Arab Light, Basrah Light, Halk El Menzel. Несмотря на смену поставщика нефти, НПЗ столкнулся с проблемами экспорта конечной продукции, что привело к необходимости сокращения производства. Уже в прошлом году возникли проблемы с экспортом, а в 2023 году возникли вопросы с уплатой налогов собственниками НПЗ.
На российскую компанию оказывается сильное давление с целью изгнать ее с завода, который невозможно просто захватить, как это было с нефтеперерабатывающим заводом в Шведте, Германия.
LUKOIL уже объявил, что меняет свою стратегию относительно активов в Болгарии и рассматривает продажу завода в стране из-за уникального давления, с которым они столкнулись.
По словам эксперта Кондратьева, на рынке имеются свободные запасы нефти для переработки на заводе в Бургасе.
Однако ключевым здесь остается вопрос цены, поскольку ранее Болгария приобретала Urals с дисконтом в 14-15 долларов за баррель по сравнению с Brent. Цены на другие сорта выше; например, КТК торгуется со скидкой к Brent в 4 доллара за баррель.
Это означает, что маржа завода снизится, что, в свою очередь, приведет к росту цен на нефтепродукты для потребителей в Болгарии, как отмечает эксперт.
Суть не в отказе от российской нефти, а в стремлении конкурентов захватить крупное и прибыльное предприятие. Именно для Болгарии такой обмен едва ли будет выгоден.
Однако рядом находится Турция, которая после введения эмбарго на закупку нефтепродуктов из России неожиданно стала одним из крупнейших поставщиков топлива в Европу.
Для турецких компаний нефтеперерабатывающий завод в Бургасе представляет собой прямого конкурента.
И турецкое лобби в Болгарии достаточно влиятельно, включая в правительстве.
Согласно Андрианову, не стоит также пренебрегать возможностью покупки завода западными мажорами.
Этому может быть свидетельством информация о том, что министр финансов Болгарии, Асен Василев, в ходе поездки в США обсуждал вопрос купли-продажи нефтеперерабатывающего завода в Бургасе.
Все же, по мнению Андрианова, инвестиции американских компаний в европейскую нефтепереработку не являются самым привлекательным направлением инвестиций.
Экологическое давление на нефтяную отрасль и высокая конкуренция от ближневосточных и индийских НПЗ, использующих дешевую российскую нефть, оказывают существенное воздействие на рынок.
Тем не менее, некоторые нефтяные компании Центральной и Восточной Европы, вроде польской Orlen, продолжают успешно развиваться, устойчиво оперируя на рынке Западной Европы и относительно мало подвержены воздействию экологических активистов.
Аналитики Freedom Finance Global отмечают, что приобретение НПЗ в Бургасе представляет интерес для Азербайджана, как заявил глава МИД этой страны в Болгарии. Согласно точке зрения Кондратьева, среди потенциальных покупателей НПЗ в Бургасе в числе прочих фигурируют азербайджанская SOCAR и казахстанская компания (которая также имеет активы в Румынии).
Это может создать и стимул, и препятствие для сделки, особенно если Европейская комиссия определит концентрацию на рынке как слишком высокую.
Андрианов также отмечает, что «КазМунайГаз» активно расширяет присутствие в Черноморском регионе, рассчитывая на увеличение пропускной способности нефтепровода КТК с 67 до 83 млн тонн. В случае с Бургасом у него уже есть объемы (нефть туда поставляется).
Поэтому интерес к покупке НПЗ в Бургасе проявляют различные компании, и учитывая, что они могут столкнуться с проблемами продажи за рыночную цену из-за обстоятельств, спрос на сделки останется высоким. Потенциальными покупателями могут быть не только турецкие, азербайджанские или казахстанские компании, но и игроки из США, Польши и других стран Европы.
Ранее ЛУКОЙЛ заявлял о исторических инвестициях в завод в Бургасе на сумму 3,4 млрд долларов, однако продажа его по такой цене в настоящее время может быть проблематичной, считает Кондратьев.