Согласно новому проекту, который был представлен для общественного обсуждения в среду, в 2025 году выпускникам девятых классов будет запрещено использовать такие жанры, как комиксы, аниме, манга, фанфики, графические романы и компьютерные игры в качестве аргументов, основываясь на личном жизненном опыте, в своих сочинениях на ОГЭ по русскому языку.
Это ограничение выразительно прописано в формулировке задания. Напомним, что сочинение — это одна из трех частей, которые составляют структуру экзамена по русскому языку для девятиклассников. В этом задании учащимся предлагается выбрать одну из трех тем, при этом одна из тем ориентирована на моральные и нравственные вопросы, которые требуют от учеников самостоятельного рассуждения и анализа.
Для того чтобы успешное завершить задание, студент должен привести два аргумента. Один из этих аргументов может быть связан с личным жизненным опытом, однако теперь этот опыт не должен включать упоминание вышеперечисленных жанров. В предыдущие годы подобных ограничений не существовало, и учащиеся имели возможность опираться на широкий спектр личных переживаний и убеждений, включая различные формы искусства и поп-культуры.
Как указано в методических материалах, предназначенных для проверяющих ОГЭ за 2024 год, «жизненный опыт» включает в себя все многообразие личного опыта, который может содержать примеры из художественной литературы, научных работ, кинофильмов, а также факты из личной и общественной жизни.
Что особенно любопытно, так это то, что для ЕГЭ по русскому языку на 2024 год, в отличие от ОГЭ, была введена возможность применения жанров, таких как аниме, манга и комиксы, в качестве аргументов в экзаменационных работах. Это нововведение отражает стремление к расширению горизонтов аргументации и акцент на многообразии интересов студентов.
Рособрнадзор объяснил, что выбор такого рода аргументов зависит от уровня духовного и социального развития, а также сферы интересов конкретного экзаменуемого.
Тем не менее, пока неизвестно, будет ли эта возможность сохранена в 2025 году, поскольку проект демонстрационных заданий для ЕГЭ еще не был опубликован. Обычно такие материалы появляются в августе, поэтому до тех пор можно только строить предположения.
Учитывая текущие тенденции в образовании, можно отметить, что создание рамок для исключения определенных видов культурных и популярных текстов вызывает множество вопросов среди учащихся и их преподавателей.
Пока старшеклассники могут с уверенностью использовать эти жанры на своих экзаменах, для девятиклассников ситуация выглядит иным образом. В условиях, когда интересы молодого поколения находятся под значительным влиянием современной культуры, особенно жанров, таких как аниме и комиксы, это ограничения может восприниматься как шаг назад.
Нынешняя предосторожность, проявленная в ОГЭ, указывает на стремление образовательной системы сохранить традиционные ценности и литературные нормы работы с текстами. Однако остается открытым вопрос, насколько такие ограничения уместны и оправданы в условиях быстро меняющегося культурного контекста, где границы между высокой и популярной культурой становятся все более размытыми.
Ошибочно полагать, что современные учащиеся не имеют права обращаться к тем жанрам и формам искусства, которые им близки и понятны, когда речь идет о выражении своих мыслей и последующем анализе этих мыслей в рамках задания. Энтузиасты, вовлеченные в разные формы искусства, могли бы принести в свои работы уникальные и увлекательные идеи, которые обогащают образовательный процесс.
С другой стороны, задание, которое ограничивает палитру возможных аргументов, может привести к стагнации мыслительных процессов и потере возможности свободно выражать мнения. Поэтому будущее этих ограничений требует внимательного анализа и открытого разрешения для обсуждения среди всех участников образовательного процесса.