Устранение последствий аварии танкеров в Керченском проливе и развитие Крыма

Янв 15, 2025 / 02:43

Работа по устранению последствий аварии танкеров в Керченском проливе имеет критическое значение для экологии Черноморских регионов России и качества жизни местных жителей.

Об этом сообщил Владимир Путин 14 января на совещании, сосредоточенном на социально-экономическом развитии Республики Крым и Севастополя.

Устранение последствий аварии танкеров в Керченском проливе и развитие Крыма

На встрече также обсуждались достижения этих регионов за более чем десятилетний период в составе РФ.

Владимир Константинов, глава крымского парламента, отметил, что процесс интеграции завершен в относительно короткие сроки, хотя все еще остаются вопросы, требующие внимания, включая имущественные и земельные отношения, градостроительство и закупки.

Важно отметить, что удалось устранить очереди в детские сады и обеспечить стабильный темп жилищного строительства.

Путин подчеркнул стратегическое значение Крыма и Севастополя для России, напомнив, что с момента их воссоединения с Российской Федерацией 18 марта 2014 года, они достигли значительного прогресса в различных сферах, включая улучшение качества жизни.

Эти достижения подтверждаются данными местных властей, что подчеркивает развитие региональной экономики и наплыв туристов на полуостров.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев и глава Крыма Сергей Аксенов сообщили президенту о значительном улучшении ситуации в оба региона, особенно в сфере дошкольного образования, где удалось ликвидировать очереди в детские сады.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отметил позитивные темпы жилищного строительства. В Крыму и Севастополе сейчас вводится более 0,6 кв. м жилья на человека, с потенциалом увеличения этого показателя до 0,82 кв. м.

Президент подчеркнул важность таких темпов, отметив, что за пять лет в Крыму было построено 4,5 млн кв. м жилья, а в Севастополе — 2,8 млн кв. м. Это способствовало росту населения: за десять лет Севастополь увеличил свое население на 43%, достигнув 561 тыс. человек.

Михаил Развожаев пояснил, что рост связан с улучшением качества жизни и миграцией людей в город. Федеральные власти планируют продолжить работу: в бюджете на 2025-2027 годы уже предусмотрено более 316 млрд рублей для реализации госпрограмм в регионах. Путин отметил необходимость строгого контроля за целевым использованием этих средств.

Кроме того, в 2024 году Крым продолжит привлекать туристов новыми объектами в Алуште, Гурзуфе, Ялте, Симферополе и на курорте «Мрия». Также ожидается продление госпрограммы социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя.

Федеральная целевая программа развития регионов была утверждена в августе 2014 года и с тех пор претерпела более 10 изменений, с окончанием планируемым на конец 2025 года.

В течение следующих трех лет планируется завершение работ на более чем 230 объектах капитального строительства в Крыму и Севастополе.

Президент подчеркнул важность сохранения исторических и культурных памятников полуострова, указав на примеры успешных проектов, таких как музей-заповедник «Херсонес Таврический» и соборная мечеть в Симферополе.

Также значительно обновляется туристическая инфраструктура, что привело к увеличению посещаемости Крыма до более 20 млн туристов и Севастополя до около 2 млн с 2014 по 2024 год.

За этот период объемы регионального ВВП в Крыму увеличились в 3,7 раза, а в Севастополе — в 8,7 раз.

Инвестиции в развитие достигли рекордных показателей, с частными вложениями в Севастополь в размере 237 млрд рублей.

За последние 10 лет уровень промышленного производства в регионах вырос в 2,5 раза.

Кроме того, увеличились собственные доходы бюджетов: в Крыму — в пять раз, а в Севастополе — в 4,5 раза.

Эффективная работа свободной экономической зоны способствует дальнейшему росту доходов регионов и развитию их экономики.

Некоторые вопросы остаются нерешенными в процессе интеграции Республики Крым и Севастополя, отмечает Марат Хуснуллин. В частности, ему кажется важным ускорить работы по реконструкции и строительству очистных сооружений.

В данный момент ведется работа на 27 очистных сооружениях, из которых 14 находятся на этапе реконструкции и строительства, а еще пять объектов проектируются. Хуснуллин подчеркивает, что земляки и туристы с нетерпением ожидают завершения этих мероприятий.

Поддержку такой инициативы выразил и Владимир Константинов, председатель Государственного совета Республики Крым, который сообщил, что интеграция региона прошла успешно и в сжатые сроки.

Константинов отметил, что старались минимизировать социальные и экономические потери для местных жителей и бизнеса. Хотя существуют отдельные вопросы, требующие решения, такие как имущественные и земельные отношения, градостроительство и закупки, в целом интеграция завершена.

Более того, республика может служить примером для новых российских регионов, которые сейчас проходят через аналогичные процессы. Местные власти активно обмениваются опытом с соседями и предоставляют поддержку, подтверждает Константинов.

Также на заседании было затронуто сотрудничество Крыма с регионами Донбасса и Новороссии.

Предложение о создании железнодорожной инфраструктуры, связывающей Крым с центральной частью России через ЛНР, ДНР, Херсонскую и Запорожскую области, стало актуальным в свете текущих вызовов.

Специалисты оценивают, что подъем танкеров в Черном море может занять длительный срок, а стоимость необходимых работ достигнет до 1 млрд рублей.

Важным контекстом данного предложения является недавняя экологическая катастрофа в Черном море, вызванная крушением танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», произошедшим 15 декабря в районе Керченского пролива.

В результате аварии в море оказалось около 2,4 тысяч тонн нефтепродуктов. Наиболее пострадало черноморское побережье Краснодарского края, где введен режим ЧС федерального уровня.

Первые выбросы мазута на крымском побережье были обнаружены 21 декабря, и они продолжают достигать Севастополя.

На совещании Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости активной работы правительственной комиссии по ликвидации последствий загрязнения. Он подчеркнул важность качественного выполнения мероприятий для улучшения жизни людей и сохранения экологии в Крыму и Севастополе.

Сергей Аксенов также отметил, что ситуация с танкерами остается проблематичной: пока они находятся на дне, негативные последствия для экологической ситуации будут сохраняться.

Экспертное сообщество высказывается за налаживание обеспечения необходимых ресурсов для работы по ликвидации последствий.

Роман Пукалов, директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль», отметил, что на полуострове в настоящее время не хватает инструментов и средств индивидуальной защиты, несмотря на то, что на Кубани этот процесс уже налажен.

По материалам: iz.ru