Столетие революции шляп в Турции этапы реформ Мустафы Кемаля

Фев 1, 2025 / 03:58

В 2025 году в Турции будет отмечаться столетие «революции шляп», одной из реформ Мустафы Кемаля Ататюрка, направленной на внедрение светских принципов в жизнь общества.

Суть этой революции заключается в переходе от традиционного головного убора, тюрбана, к феске – войлочному колпаку без полей с кисточкой, который стал символом новой культурной идентичности.

Столетие революции шляп в Турции этапы реформ Мустафы Кемаля

Феска, по одной из версий, получила свое название от города Фес в Марокко, где разрабатывались красители. Однако ее происхождение остается предметом дискуссий среди ученых.

В те времена феска постепенно заменяла тюрбан и стала значимой частью мужского гардероба, особенно среди чиновников и офицеров во время правления султана Махмуда II в 1820-х годах.

Именно морское офицерство сыграло ключевую роль в распространении фески как нового модного атрибута, тогда как кавалерия и артиллерия сохранили традиционные головные уборы.

Простые граждане также начали активно носить фески, что объясняется их удобством во время молитвы.

Традиционно фески считались красными, но существовала возможность носить и черные или белые варианты, что добавляло разнообразия в стиль одежды того времени.

К началу XX века среди турецкой элиты начали выделяться «реформаторы», одним из которых был молодой офицер Мустафа Кемаль.

После кемалистской революции новое руководство Турции последовательно внедрило светские принципы в общественную жизнь, активно продвигая «европейские стандарты», в том числе в одежде.

Реформа затрагивала и религиозные аспекты, поскольку высшее духовенство Османской империи отвергало европейскую одежду. Это создало предпосылки для сильного сопротивления нововведениям Ататюрка, особенно в провинциях, где религиозное влияние оставалось значительным.

Новое правительство, стремясь уменьшить влияние религии на политику, приняло ряд последовательных мер. В 1924 году была проведена реформа шариата, отменяющая религиозные суды, полигамию и другие традиционные обычаи, основанные на исламском праве. Это освободило пространство для практического внедрения реформ в быт граждан.

25 ноября 1925 года парламент Турции принял закон, обязывающий всех мужчин носить шляпы западного образца в общественных местах, запрещая традиционные головные уборы, такие как тюрбаны и фески. Все государственные служащие должны были придерживаться нового обязательного дресс-кода, что давало понять о решении о переходе на европейские стандарты.

28 ноября 1925 года в Турции был принят закон No 671 «Относительно необходимости шляпы», инициированный Мустафой Кемалем Ататюрком.

Он выступил перед членами организации «Тюрк Оджаклары», провозгласив необходимость перехода к европейскому стилю одежды, включая шляпы, туфли и пиджаки.

Эта инициатива вызвала значительное сопротивление со стороны консервативного духовенства и привела к массовым протестам.

В Эрзуруме, например, вспыхнули беспорядки, в результате которых погибли люди, а сотни активистов столкнулись с судебными преследованиями.

57 протестующих были приговорены к смерти.

В то же время, те, кто принял новую моду, включая владельцев шляпных салонов, такие как компания Vakko, получили конкурентные преимущества.

Принятые Ататюрком меры стали частью широкой программы модернизации страны, рядом с другими важными реформами, такими как перенос столицы в Анкару и введение латиницы.

Интересно, что уголовная ответственность за отказ носить шляпы была отменена только в 2014 году, почти через 90 лет после этой ключевой реформы.

По материалам: vestikavkaza.ru