Сотрудничество Ленинградской области и Санкт-Петербурга в экономике

Янв 9, 2025 / 09:00

Ленинградская область и Санкт-Петербург, будучи отдельными субъектами Российской Федерации, постепенно отказываются от конкурентной борьбы за ресурсы и инвестиции, переходя к взаимовыгодному сотрудничеству и использованию экономических преимуществ друг друга.

После распада СССР и принятия Конституции России в 1993 году, регионы обрели формальную независимость, однако сохраняют значительную взаимозависимость. Это делает их восприятие как единой агломерации логичным, так как многие вопросы развития требуют совместного решения властей обоих субъектов.

Сотрудничество Ленинградской области и Санкт-Петербурга в экономике

Важными направлениями сотрудничества являются размещение промышленного сектора, мусоропереработка и развитие транспортной инфраструктуры. К регионам относится множество пограничных проблем, возникающих из-за естественных дисбалансов.

Санкт-Петербург, мегаполис с населением более пяти миллионов человек, ограничен в пространстве. В условиях ограниченной территории необходимо учитывать потребности как городской инфраструктуры, так и промышленных предприятий.

Часто проекты, которые не могут быть реализованы в городской черте, переносятся на территорию Ленинградской области. Такой подход позволяет эффективно использовать потенциальные преимущества, которые область получает от Северной столицы — научных и культурных ресурсов, а также квалифицированной рабочей силы.

Петербург, в свою очередь, получает от Ленинградской области необходимые ресурсы и компоненты для своей экономики, что делает это сотрудничество взаимовыгодным и перспективным.

Площадь Санкт-Петербурга значительно меньше территории Ленинградской области, что создает различия в освоении земель. По данным Росреестра, около 28% петербургской территории находится в частной собственности, тогда как в Ленобласти этот показатель всего 6,2%. Это делает земельные участки в области более доступными для приватизации и аренды, что в свою очередь делает строительство в регионе более выгодным в экономическом плане. Ситуация затрудняет расширение предприятий в Петербурге, которые сталкиваются с нехваткой пространства.

Каждый год в Агентство экономического развития Ленинградской области поступает множество запросов от компаний на подбор инвестиционных площадок. В 2024 году наблюдается активный интерес, о чем свидетельствует обращение более 80 компаний, из которых около 60 — из Санкт-Петербурга. Интересующие направления включают промышленность, туризм и логистику.

Кроме того, компании из Петербурга также обращаются за помощью в выборе участков для переноса своих производственных мощностей в Ленинградскую область, что подчеркивает растущий интерес к развитию бизнеса в этом регионе. К примеру, ООО «Битроф» завершило проект по строительству производственного комплекса для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции общей площадью около 6 тыс. квадратных метров. Этот проект иллюстрирует тренд на перемещение производств и активное развитие инфраструктуры в регионе.

Компания ООО «Биовитрум инвест» недавно завершила строительство завода по производству медицинских изделий в Ломоносовском районе Ленинградской области.

Новый производственный комплекс занимает более 10 тыс. м² и сейчас находится в процессе пусконаладки. Также планируется перенос производственных мощностей из Санкт-Петербурга в Ленобласть.

Ранее правительство Ленинградской области подписало соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с данной компанией. Правительство Петербурга, на фоне сокращения налоговой базы, принимает эти изменения как неизбежные.

Губернатор Ленобласти, Александр Дрозденко, отметил, что город должен развивать культурную, научную и техническую базу, поэтому крупные производства, особенно с сложной логистикой, лучше размещать в Ленобласти.

Чтобы улучшить процесс перевода предприятий между регионами, он предложил создать единый инвестиционный совет Санкт-Петербурга и Ленобласти. Это могло бы помочь решать вопросы, связанные с потерями бюджета, улучшением транспортной инфраструктуры и кадровыми проблемами.

Однако на данный момент информации о создании такого совета нет, несмотря на ранее высказанные предложения.

В настоящее время активно работает координационный совет по социально-экономическому развитию, который рассматривает вопросы, связанные с налоговыми поступлениями в бюджеты регионов.

Если в Ленинградской области 43% доходов формируется за счет налога на прибыль предприятий, то для города значительную часть доходов составляет НДФЛ — 42%. При этом налог на прибыль обеспечивают лишь 29% городских поступлений, а доля НДФЛ постоянно растет. Это свидетельствует о том, что финансовая основа города в значительной мере зависит от вкладов граждан, тогда как область получает большую часть доходов от бизнеса.

Таким образом, мы наблюдаем формирование постиндустриальной экономики в городе, где главными ресурсами являются знания, активность и опыт людей, а область становится центром развития обрабатывающей промышленности и транспорта.

В результате складывается взаимодополняющая структура: продукция, производимая в области, используется в городе, а научные и технологические центры, расположенные в городе, разрабатывают решения для повышения производительности и эффективности промышленности.

Анализ 50 крупнейших компаний по выручке показывает, что 24 из них связаны с топливно-энергетическим комплексом, среди которых 13 компаний имеют в названии «Газпром». Это указывает на то, что значительная часть налоговых поступлений этих организаций идет в регионы, где находятся их производственные активы.

Налог на доход физических лиц, в первую очередь, поступает в бюджет города, в то время как Ленинградская область рассматривает топ-50 компаний по выручке, среди которых преобладают производственные и транспортные предприятия (26).

Особенно выделяется, что 11 из них связаны с производством продуктов питания, что подчеркивает роль области как кормильца для города.

Также стоит отметить, что мусоропереработка требует постоянной координации и развития. В Санкт-Петербурге наблюдается низкий уровень переработки отходов, что приводит к их отправке на захоронение в соседний регион, что вызывает недовольство местных жителей.

Закон запрещает создание полигонов в городах федерального значения, что создает определенные сложности.

В ноябре комитет Ленинградской области утвердил изменения в территориальной схеме обращения с отходами на 2025 год, планируя принять 1,6 млн тонн отходов, в то время как в 2023 году в Петербурге было собрано 1,7 млн тонн.

Чтобы избежать превращения региона в свалку, запущена мусорная реформа. Петербург и Ленобласть совместно разработали концепцию обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональные операторы на первом этапе должны построить современные комплексы по переработке отходов (КПО).

В соответствии с этой концепцией,

На двух городских полигонах будет организована сортировка полезных фракций, что позволит сократить объемы захоронения отходов.

Областной регоператор АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» (УК ООЛО) планирует ввести в эксплуатацию два новых комплекса: КПО «Кингисепп» и КПО «Рахья».

Хотя первоначально запуск этих объектов был запланирован на 2024 год, на данный момент введен в строй только КПО «Волхонка». Ожидается, что в 2025 году откроется КПО «Кингисепп», для которого уже получено разрешение на ввод в эксплуатацию в конце ноября.

Процесс сдачи остальных комплексов задерживается, и в то время как новые объекты находятся на этапе строительства, мусор продолжает вывозиться на существующие полигоны, многие из которых уже переполнены. Эта ситуация требует коллективного решения от властей регионов.

В сфере транспорта взаимодействие между городом и областью установлено давно. С 2011 года действует координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который регулярно собирается для обсуждения актуальных вопросов. В этом году уже состоялось два заседания.

Губернатор Петербурга Александр Беглов отметил, что развитие транспортного комплекса региона находится под вниманием правительства Российской Федерации, и обеспечивается динамичное расширение транспортных и логистических возможностей.

Одним из главных обсуждаемых проектов является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург и широтной магистрали скоростного движения в Петербурге.

Широкая магистральная система доставки (ШМСД) планируется как инструмент для перераспределения транспортных потоков в агломерации. Эта магистраль станет основой нового транспортного каркаса и может стать частью обновленного логистического коридора, который свяжет Петербург с Карелией, Мурманском и Архангельском.

Предположительно, трасса начнётся в районе Благодатной улицы, пересечёт Неву и выйдет на территорию Ленинградской области к Мурманскому шоссе. Одновременно с этим рассматривается проект «КАД-2», который станет дублёром кольцевой автодороги вокруг Петербурга и также пройдёт по территории Ленобласти.

Однако существует опасение о нехватке средств для реализации как ШМСД, так и «КАД-2». Также в планах есть развитие электричек с тактовым движением из Петербурга в пригородные районы и близлежащие города Ленобласти.

На данный момент такое движение уже организовано на участках, которые соединяют Петербург с Павловским, Красным Селом, Ломоносовым, Всеволожском и Сестрорецком. К 2030 году ожидается запуск электропоездов на новых маршрутах — от Ораниенбаума до Сестрорецка и от Гатчины до Токсово, что должно помочь разгрузить активно застраиваемые зоны на границах города и области.

Тем не менее, эти планы вызывают определённый скептицизм. Проблема создания транспортной инфраструктуры в районе границ Ленобласти и Петербурга остаётся актуальной долгие годы, так как многие пограничные земли застраиваются быстрее, чем успевают развиваться дороги и транспортные связи.

Жилые районы Ленинградской области страдают от недостаточной транспортной связи с Санкт-Петербургом. Местные жители, работающие в городе, регулярно тратят много времени на поездки, используя устаревшую инфраструктуру, оставшуюся с советских времен.

Например, станция метро «Девяткино» является единственной на территории области, и строительство новых станций в таких населённых пунктах, как Кудрово и Новосаратовка, не планируется в ближайшее время.

В то же время, ситуация в туристическом секторе более благоприятная. Близость Ленинградской области к Петербургу делает её привлекательной для туристов.

По данным зампредседателя комитета по культуре и туризму Ольги Голубевой, ожидается, что регион посетит около 7 миллионов туристов в этом году, что довольно близко к 10,5 миллионам, ожидаемым в Петербурге.

Интересно, что среди туристов, путешествующих по области, много петербуржцев, что позитивно сказывается на экономике региона. Наиболее посещаемыми являются Выборг и его район, а также Приозерский и Всеволожский районы.

Популярность экологических троп также растет: если в прошлом году их посетило порядка 1 миллиона человек, то в 2024-м ожидается уже 1,5 миллиона. Развитие туристической инфраструктуры и привлекательных локаций способствует улучшению экономического климата Ленинградской области.

Несмотря на тенденцию к сближению Ленинградской области и Санкт-Петербурга, конкуренция по ряду вопросов сохраняется, особенно в кадровой сфере.

Ленинградская область занимает второе место в России по самым низким показателям безработицы, однако существует заметный дефицит кадров. Жители области предпочитают трудоустраиваться в Петербурге, особенно это касается Гатчинского, Кировского и Всеволожского районов. Одна из причин такой миграции — значительная разница в уровне доходов, по данным Петростата.

В сентябре средняя зарплата в Санкт-Петербурге достигла 102 тысячи рублей, что на 11,6% выше по сравнению с прошлым годом, тогда как в Ленобласти она составила 78 тысяч рублей, увеличившись на 21%.

Для решения данной кадровой проблемы в ноябре губернатор Александр Дрозденко утвердил перечень приоритетных отраслей экономики, что стало новшеством для региона. Перечень охватывает направления с крупными инвестиционными проектами и расширяет возможности для компенсации затрат работодателей через механизм Социального фонда РФ.

Глава комитета по труду и занятости Алла Астратова отметила, что такая государственная поддержка помогает предприятиям привлекать трудовые ресурсы. В список вошли 31 отрасль, включая добычу полезных ископаемых, строительство, пассажирские перевозки и производство в различных сферах, от пищевых до металлургического.

Социальный фонд предлагает субсидии в рамках программы «Мобильность 2.0», позволяя предприятиям компенсировать затраты на зарплату новопривлечённых работников.

Экономическая структура Ленинградской области демонстрирует явную неоднородность: три соседних района с Петербургом генерируют 60% выручки всех предприятий региона, что указывает на сильную зависимость бизнеса от мегаполиса.

Тем не менее, Ленинградская область и Санкт-Петербург равномерно движутся к более сплочённому сосуществованию, с тенденцией к эволюции в агломерационном подходе, что может стать основой для их экономического развития в будущем.

По материалам: www.dp.ru