Прокуратура Ростовской области вступила в судебное противостояние с государственной компанией «Автодор», требуя привести в надлежащее состояние автомобильную трассу М-4 («Дон»). Поводом для иска послужило обилие ям и выбоин на участке от 933-го до 1024-го километра, что, по мнению прокуратуры, представляет угрозу для безопасности участников дорожного движения.
В свою очередь, компания «Автодор» заявила, что все указанные дефекты уже устранены. Тем не менее, они признали, что данный участок М-4 в целом не отвечает требованиям эксплуатации из-за отсутствия капитального ремонта и увеличившейся нагрузки на дорогу из-за начала специальной военной операции.
Иск прокуратуры был рассмотрен Ленинским районным судом Ростова-на-Дону и зарегистрирован в картотеке суда после проверки на соблюдение законов в области безопасности дорожного движения.
Прокуратура указала, что состояние покрытия автодороги М-4 «Дон» не соответствует установленным стандартам и является причиной потенциального риска для жизни и здоровья водителей. В заявлении прокуратуры перечислены участки трассы, расположенные в пределах Ростовской области, которые нуждаются в улучшении.
Согласно информации органов, начиная с начала прошлого года, на участке М-4 произошло 128 ДТП, связанных с повреждениями дорожного покрытия.
В рамках иска суд может обязать «Автодор» привести дорожное покрытие на указанных участках в соответствие с нормативами, сообщили в прокуратуре. Но речь идет не о наказании компании, а о выполнении требований.
Работы по исправлению проводятся подрядчиками, которых могут наказать за нарушения технологии и материалов. С начала прошлого года подрядчикам было вынесено шесть представлений, инициирован вопрос о привлечении их к административной ответственности.
За несоблюдение требований по безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог должностным лицам грозит штраф до 30 тыс. рублей, юрлицам — до 300 тыс. рублей.
В пресс-службе «Автодора» утверждают, что все дефекты, о которых говорит прокуратура, уже исправлены. Ежедневно устраняется около 5 тыс. квадратных метров дефектов, всего исправлено более 67 тыс. кв.м. Работы ведутся круглосуточно с использованием более 140 единиц техники.
Компания подчеркивает, что М-4 «Дон» была передана в доверительное управление госкомпании только в 2010 году, поэтому капитальные работы на проблемном участке с 933-го по 1024-й км в Ростовской области еще не завершены. По информации компании, последний раз реконструкция проводилась с 1991 по 2008 год. На данном участке более 60% дорожного покрытия имеет модуль упругости ниже нормативного, что не соответствует требованиям транспортной эксплуатации.
Проектные нагрузки, на которые был рассчитан участок дороги, не соответствуют текущим условиям эксплуатации, заявили в компании «Автодор». Участок был спроектирован для нормативной осевой нагрузки в 6 и 10 тонн, в то время как согласно современным требованиям нормативная осевая нагрузка для дорог с капитальными покрытиями должна составлять 11,5 тонн.
В последние годы нагрузка на данную трассу значительно возросла из-за увеличения интенсивности транспортного потока. Это связано с закрытием аэропортов на юге России после начала военной операции на территории Украины. Увеличение грузового потока на участке обусловлено перераспределением логистической цепи грузоперевозок, передвижением специальной техники и интенсивными перевозками грузов, включая те, которые превышают установленные нормы.
В 2022 году на участке от 933-го по 1024-й километр трассы М-4 «Дон» в Ростовской области было зафиксировано более 4,8 миллионов грузовых автомобилей, а в 2023 году эта цифра почти достигла 6 миллионов грузовиков. В целом, за прошлый год по данному участку трассы М-4 в Ростовской области прошло более 18,7 миллионов автомобилей.
Представители компании считают, что дефекты дороги образуются из-за ее непрерывной работы в режиме перегрузки, недостаточной несущей способности покрытия и многократных колебаний температуры через 0°C в зимний период. Чтобы завершить все аварийно-восстановительные работы на участке от 933-го по 1024-й километр трассы М-4 «Дон» в Ростовской области, компания планирует начать в марте текущего года.
Администрация Rosavtodor представила отчет в Общественной палате о проделанной работе в 2023 году. Объем финансирования составил 921 миллиард рублей. После завершения строительства и реконструкции было введено в эксплуатацию 233,6 километров дорог, после капитального ремонта и нормального ремонта — 3,17 тысячи километров.
Было расширено 226 километров автотрасс с двух до четырех полос. По результатам года 72,6% федеральных дорог (44,4 тысяч километров) находятся в нормальном состоянии. В 2021 году этот показатель составлял 76,1%, а в 2022 году — 72,7%, отметил член Общественного совета Rosavtodor Игорь Дубровский.
Глава Rosavtodor Роман Новиков отметил, что часть федеральных дорог не получает достаточного финансирования на содержание: только 60% от установленных правительством нормативов. «Мы работаем над тем, чтобы обеспечить полное финансирование, но сегодня бюджет ограничен», — пояснил Новиков.
Этот тренд, по его словам, связан с увеличением федеральной сети, в которую за последние годы были включены региональные дороги, требующие ремонта. В ноябре 2023 года помощник президента Игорь Левитин привлек внимание к этой проблеме, предлагая обсудить вопрос в правительстве.
Он отметил, что к 2027 году необходимо довести до нормативного состояния 85% дорог структурной сети, что составляет 136 тысяч километров дорог, включая федеральные и крупные региональные объекты. Чтобы поддерживать дороги в хорошем состоянии, Rosavtodor заменяет часть мероприятий на менее капиталоемкие: например, вместо капитального ремонта проводится текущий ремонт, на некоторых участках ограничивается только замена покрытия.
Согласно данным Rosavtodor, доля федеральных дорог, которые будут в нормальном состоянии, к концу 2024 года может уменьшиться до 72,5%, однако господин Новиков верит, что ситуация все равно будет улучшаться. После завершения реконструкции и строительства Rosavtodor планирует ввести в эксплуатацию 385,3 километра дорог, а также отремонтировать 3,76 тысячи километров.