Средний возраст городских пассажирских автобусов в России превышает 14 лет, и в некоторых регионах он даже достигает 20 лет. Об этом заявил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов в своем обращении к главе правительства Михаилу Мишустину.
Для достижения нормативов в обновлении подвижного состава необходимо значительно ускорить темпы обновления и создать «Фонд развития общественного транспорта». В настоящее время автобусы общего пользования ежемесячно перевозят около 600-800 миллионов пассажиров, однако этот объем мог бы быть значительно больше, если бы не закрытие отдельных маршрутов из-за исчерпания нормативного срока службы автомобилей.
Зотов отметил, что на заседании президиума Госсовета летом 2023 года президент Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости модернизации общественного транспорта. Он подчеркнул, что к 2030 году регионы нуждаются в более чем 57 тысячах новых автобусов, пяти тысячах троллейбусов и четырех тысячах трамваев.
Тем не менее, текущий план по обновлению включает лишь 33 тысячи единиц транспорта на ближайшие шесть лет, что явно недостаточно для удовлетворения потребностей.
По мнению эксперта Ильи Зотова, для достижения цели обновления доли общественного транспорта, который не превышает нормативный срок эксплуатации, регионам требуется значительное количество нового подвижного состава.
Чтобы привести к нормальному состоянию весь транспорт, необходимо обеспечить обновление не 33 тысяч, как планировалось, а не менее 45 тысяч автобусов, 4,8 тысячи троллейбусов и 3,9 тысячи трамваев в течение ближайших шести лет.
Он указывает, что среднее обновление должно составлять 12 тысяч единиц транспорта каждый год, а не 13 тысяч за пять лет, как это происходит сейчас.
Несмотря на прогресс в обновлении автопарка по сравнению с 2016-2017 годами, этого недостаточно, и в 2025 году может произойти снижение темпов.
Особенно серьезную критику вызывают автобусы с высоким уровнем износа, что приводит к закрытию даже востребованных маршрутов из-за их неремонтопригодности.
При этом муниципалитеты испытывают нехватку средств на приобретение новых автобусов, а малые города вообще остаются без учета их потребностей в рамках национальных проектов.
Президент поручил обновлять автопарк с использованием отечественных заводов, однако из-за непредсказуемого графика поступления заказов заводы вынуждены останавливать работу, что приводит к увольнениям.
В результате, после длительного простоя, они вынуждены за короткий срок выполнить все поставленные задачи.
Илья Зотов предложил перейти на трехлетние контракты для обновления автопарка общественного транспорта, что остается актуальным и после 2030 года.
Для этого необходимо обеспечить стабильное финансирование, например, через создание специального Фонда развития общественного транспорта.
Бюджет такого фонда можно формировать из средств, получаемых от оплаты проезда, парковки и туристического налога. Эксперт указал, что этот перечень может быть скорректирован после анализа бюджета.
Тем не менее, власти активно работают над улучшением общественного транспорта. По данным Минтранса, с 2020 года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было передано 13,7 тысяч единиц нового общественного транспорта, из них больше 7,7 тысяч единиц будут поставлены в 2024 году, включая 7,3 тысячи автобусов.
Министр подчеркивает, что эта работа представляет собой инвестицию в будущее, которая позволит улучшить доступность перевозок и качество экологии.
В ближайшие шесть лет в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в регионы планируется поставить около 33 тысяч новых автобусов, троллейбусов и трамваев.
Олег Гарин, член Комитета Госдумы по транспорту, отметил необходимость корректировки программы обновления, чтобы гарантировать более равномерное распределение транспорта по всем регионам. Он подчеркнул, что инициатива должна исходить прежде всего от региональных властей.
В текущих условиях обновление автопарка происходит с приемлемой скоростью, что подтверждают члены Общественной палаты РФ. Хотя существует разрыв между регионами, ситуация улучшается, особенно если сравнивать с предыдущими десятилетиями.