Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов выразил свою негодование по поводу идеи сделать легальную водку в России доступной по цене для всех категорий населения. В своих высказываниях он критиковал данную концепцию, предложенную директором Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадимом Дробизом.
Дробиз высказал мнение о необходимости снижения доли нелегального спиртного на российском рынке за счет расширения доступности легального алкоголя для всех слоев общества. Он предложил ввести специальную категорию продукции – «социальную водку», которая была бы доступна по более низкой цене, около 100-150 рублей за бутылку, по сравнению с обычной.
В контексте стратегии государства в области обеспечения здорового образа жизни и уменьшения потребления алкоголя, идея увеличения доступности алкоголя не кажется разумной и не соответствует целям общества. По мнению Павлова, решение проблемы с алкоголизмом не сводится к увеличению доступности спиртного, а заключается в создании альтернативных занятий, интересов и возможностей для граждан. Он призывает сосредоточить усилия на поддержке занятости, развитии увлечений и обогащении жизни людей, а не на снижении цен на алкоголь.
Появление на рынке 'социальной водки' по цене 100 рублей за бутылку может вызвать перераспределение спроса на индустрии алкоголя.
Павлов отметил, что потребители из нижнего и среднего ценового сегментов могут перейти к потреблению алкоголя из сверхэконом сегмента, что может привести не только к перераспределению спроса, но и к увеличению общего уровня потребления алкоголя. Он подчеркнул, что при доступности дешевых алкогольных продуктов у людей возникает искушение потреблять их в больших количествах, что может иметь негативные последствия для здоровья.
Эксперт также подчеркнул важность борьбы с нелегальным алкоголем в России и предложил способы ее усовершенствования. Он отметил, что нелегальный рынок алкоголя несет угрозу не только в виде уклонения от уплаты налогов, но и в виде риска для здоровья и жизни потребителей.
Для борьбы с нелегальным алкоголем необходимо внедрять эффективные цифровые инструменты контроля, такие как цифровая маркировка. Она позволяет отслеживать путь продукции от производства до продажи на полках магазинов. Эксперт подчеркнул важность вовлечения всех участников алкогольного рынка в эту систему, включая производителей, дистрибьюторов, розничных продавцов, а также участников транспортно-экспедиционной отрасли. Все они должны нести ответственность за проверку легальности продукции, ее хранение и перевозку.
Павлов подчеркнул, что склады, экспедиторы, грузоперевозчики должны контролировать законность продукции и наличие необходимых документов. Ответственность за проверку легальности продукции должна быть жесткой, с возможным конфискованием имущества и приостановлением деятельности при выявлении нарушений. Применение цифровых технологий и жесткие меры контроля позволят сократить объем нелегального алкогольного рынка и повысить безопасность потребителей.