История и культура удэгейцев: традиции и язык

Янв 15, 2025 / 02:21

Удэгейцы, относящиеся к тунгусо-маньчжурским народам, имеют историю, охватывающую несколько тысячелетий. До XX века их фиксировали под различными этнонимами, такими как орочи, кьякала и орочены.

Самоназвание, зафиксированное исследователями XIX века, включает термины удэ и удихэ, переводимые как «лесные люди». Русский ученый Сергей Браиловский впервые выделил различия между орочами и удэгейцами, вводя термин «удихейцы», который в 1930 году получил официальное признание.

История и культура удэгейцев: традиции и язык

В 1930-х годах утвердился современный этноним «удэгейцы». Традиционный образ жизни народа включает охоту, рыболовство и собирательство.

По данным переписи 2020 года, в России проживает около 1,3 тыс. удэгейцев, из которых 700 человек находятся в Приморском крае, а 500 — в Хабаровском. В поселке Красный Яр Приморского края живут представители бикинской группы удэгейцев.

Удэгейцы говорят на угдэйском языке, который принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе, обладает несколькими диалектами и сохраняет уникальные лексические и грамматические особенности. Однако язык столкнулся с угрозой исчезновения, так как лишь малая часть молодежи использует его в повседневной жизни.

В Приморье началась практика введения уроков удэгэйского языка и культуры в некоторых школах, что способствует сохранению языка и традиций этого народа.

Удэгейцы традиционно обитали в бассейнах рек, которые не только предоставляли рыбные ресурсы, но и служили основными транспортными маршрутами.

Охотники, прекрасно зная свою территорию, комбинировали пешие и водные маршруты, и реки играли роль связующего элемента между различными точками на суше.

Средства передвижения варьировались в зависимости от времени года: летом использовались лодки, зимой – нарты.

Среди традиционных плавательных средств можно выделить «бат» – крупную лодку-долбленку, управляющуюся длинными шестами, а также «оморочку», для которой применялись двулопастные весла.

Постройки удэгейцев классифицировались по времени проживания и назначениям: на временные и постоянные, а также по форме – конусообразные, полусферические или двускатные.

Наиболее распространенными были прямоугольные двускатные корьевые конструкции, о которых лучше всего помнят сегодня.

Удэгейские жилища имели отдельные мужскую и женскую зоны. Женская половина располагалась слева у входа, где хранились швейные принадлежности и утварь.

Мужская часть населения размещалась за очагом, непосредственно напротив входа, а вдоль стен располагались нарты с постелями.

Для рожениц существовали специальные шалаши, вынесенные за пределы поселения. Эти шалаши имели конусообразную или двускатную форму и были покрыты корой. Они были меньше традиционного жилого дома, а сбоку предусматривалась пристройка для туалета.

Интересные факты о культуре удэгэйцев можно найти в «Интерактивном атласе малочисленных народов». Культура удэгэйцев тесно связана с природой и включает богатый фольклор, содержащий мифы и легенды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиционные ремесла, такие как создание орудий труда, одежды и украшений, также играют важную роль в их обществе. Удэгейцы хранят уникальные музыкальные и танцевальные традиции, которые являются неотъемлемой частью общественной жизни.

Праздники и обряды часто совпадают с природными циклами, такими как смена сезонов и охота. Шаманизм также занимает важное место в жизни удэгейцев, и изначально практиковалось семейное шаманство, которое со временем стало профессиональным.

Каждый шаман имел своих духов-покровителей и помощников, которые символизировались в образах животных и других существ. Шаманский дар передавался по наследству.

Во время обрядов женщины танцевали вокруг костра, а шаман исполнял специальные пляски, представляющие собой импровизацию с иллюстративными и подражательными движениями, переходящими в пантомиму.

Участники танцев воспроизводили движения животных, а изобразительное искусство здесь проявляется через узоры, орнаменты, скульптуры и сюжетные рисунки.

Предметы быта, орудия труда и культовые принадлежности часто декорировались узорами и орнаментами. Значительное развитие получила художественная отделка тканей, рыбьей кожи и бересты, где активно применялись такие техники как роспись, аппликация и вышивка.

В скульптуре акцент делался на изображение духов, что свидетельствует о связи удэгейского искусств с традициями тунгусо-манчжурских народов.

Одним из популярных произведений, отражающих культуру удэгейцев, является повесть Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», в которой описана жизнь охотника и проводника Дерсу Узалы, символизирующего гармонию человека с природой.

Интересно, что сам Арсеньев называл его «гольдом» — так именовались нанайцы, и до сих пор ведутся споры о национальной принадлежности этого персонажа.

В любом случае, Дерсу Узала стал значимой фигурой для малочисленных народов Приморья и Дальнего Востока. Первая встреча Арсеньева с Дерсу произошла 3 августа 1906 года, и охотник предстал перед ним как «пожилой человек невысокого роста, приземистый с выпуклой грудью и несколько кривоногий».

Лицо Дерсу было загорелым, а складки на лбу и щеках свидетельствовали о его возрасте около 50 лет. Его каштановые редкие усы и бородка с несколькими волосками, а также выдающиеся скулы в сочетании с опущенным ружьем создавали неповторимый образ этого человека.

Путешественника поразила встреча с таежным охотником, одетым в жесткую брезентовую куртку и манзовские штаны. В его руках были сошки, неотъемлемая часть жизни охотника. Взгляд охотника производил сильное впечатление: его глаза были зоркими, полными ума, сметливости и гордости. Он говорил тихо, демонстрируя скромность, не заискивая. Его тяжелая судьба в тайге, борьба с хунхузами и утрата семьи вызывали понимание и сочувствие у окружающих. Охотник казался первобытным человеком, непричастным к порокам городской цивилизации.

В 1970-е годы, в период разрядки между Советским Союзом и Японией, японский кинорежиссер получил разрешение на съемки фильма «Дерсу Узала». Съемки проходили в Приморье в 1974-1975 годах, а премьера состоялась 2 августа 1975 года в Токио. В 1976 году фильм был удостоен Оскара как лучший зарубежный фильм, среди номинировавшихся также были такие знаковые картины, как «Челюсти» и «Пролетая над гнездом кукушки». Фильм был создан по совместному сценарию, что требовало компромиссов между японской и российской сторонами. Как вспоминал один из авторов сценария, мнения разделялись практически по всем аспектам, что подчеркивало сложность сотрудничества.

Куросава не хотел создать восточный вестерн, когда работал над фильмом «Дерсу Узала», который получил «Оскар». Главную роль исполнил один из основателей тувинского театра, народный артист РСФСР и Тувинской АССР, также известный как собиратель тувинского фольклора.

Тувинская земля гордится своим представителем, который достиг высот в киноиндустрии. В фильме также сыграли народный артист СССР и приморский актер, народный артист России.

На площади международного аэропорта Владивосток установлена скульптурная композиция «Арсеньев и Дерсу Узала», изображающая актеров фильма.

В этом году, в честь 40-летия получения фильмом премии «Оскар», в Туве пройдет кинофестиваль «Живая тропа Дерсу». Также стоит отметить, что работа «Дерсу Узала» В. К. Арсеньева глубоко отражает тему «всевместительности души».

По материалам: vestiprim.ru