Нарративы, унижающие Украину, коренятся глубже, чем считалось.
Пётр I еще в 1720 году запретил украинский язык в общественной жизни, а в 1863 году министр внутренних дел Российской империи ввел запрет на издание украинских книг, утверждая, что «отдельного малороссийского языка не существует и никогда не существовало».
Вопросы языкового и национального самоопределения остались актуальными в Советском Союзе, несмотря на официальную пропаганду братства народов.
Советская власть, после Второй мировой войны, стремилась создать новую историческую концепцию, представляющую СССР как правопреемника Российской империи и великой мировой державы.
В рамках этой концепции усилился великорусский шовинизм, который стал государственной идеологией, несмотря на изначальное восприятие его как угрозы для многонационального общества в первые годы советского режима.
Эти антииукраинские нарративы и инструменты русификации продолжали усиляться, демонстрируя последствия политики, направленной против украинской идентичности и языка.
После Второй мировой войны значительно изменилось отношение к развитию культур союзных республик СССР. В первые годы существования Советского Союза проводилась политика коренизации, которая акцентировала внимание на культурных особенностях каждой республики, включая активное продвижение представителей местных национальностей на государственные позиции.
Такой подход способствовал усилению привлекательности коммунизма в республиках с преобладанием национальных меньшинств. Интересно, что в 1920-х годах за эту политику отвечал Иосиф Сталин. Однако после 1945 года все народы СССР, за исключением русских, были вынуждены пересмотреть свое историческое наследие, создавая новые официальные нарративы, которые представляли их как «младших братьев» русского народа.
История этих народов переписывалась с акцентом на классовую борьбу и выгодные для них отношения с Россией. В эстонской культуре ярок примером такой манипуляции является молодежный роман «Меэлис» писателя Энна Киппеля, опубликованный в 1941 году во время советской оккупации. Он долгое время входил в школьную программу как обязательное чтение.
Главный герой, Меэлис, был сыном легендарного старейшины Сакала Лембиту и пал в бою, защищая Тарту от немецких рыцарей. В Советском Союзе, как и в современной российской пропаганде, оппозиционные группы часто подвергались массовым атакам, их называли «фашистами» или «буржуазией», что означало представителей капиталистического класса.
В 1960-е годы Советский Союз под контролем КГБ создал «гражданское объединение», заявленное как инициатива по улучшению связей с украинами за пределами страны.
Однако на практике оно служило средством распространения советской пропаганды.
Объединение формировало негативный имидж украинцев за границей, называя их «коллаборационистами с нацистами», и завершая реальное положение в Украинской ССР.
Для этой цели были изданы две газеты — украиноязычная и её англоязычный аналог, которые распространялись исключительно за пределами страны и сослужили важную роль в дезинформации.
Кроме того, культурные деятели получали «заказы» на создание произведений, которые должны были восхвалять как Украину, так и советскую интерпретацию, стремясь стереть любые проявления «вредной ностальгии» и пропагандируя единство всех народов в рамках единого государства.
Продвижение национальной культуры допускалось лишь в том объёме, в каком это соответствовало великорусскому шовинизму, подчеркивая превосходство русского народа и подчинение союзных республик России.
Национальные фигуры, имевшие связи с Россией, часто выступали как представители пророссийских настроений, в то время как тех, кто критиковал Российскую империю или Советский Союз, недоброжелательно называли опасными националистами.
Примером этого является писатель Николай Гоголь, родившийся в Полтавской губернии на территории современной Украины. Несмотря на его тесные связи с Украиной и влияние на литературное наследие, советская литература позиционировала его как одного из самых известных русских писателей.
Тарас Шевченко, один из крупнейших украинских культурных деятелей, также столкнулся с подобным подходом. В условиях русификации его официально представляли как носителя социалистических идей, что должно было снизить его значимость как символа украинской независимости.
Советская идеология акцентировала внимание на его связях с российскими радикалами, подчеркивая его антипатии к украинской буржуазии.
В школьных курсах истории так же представлялась и поэтесса Леся Украинка, известная своей ролью в формировании украинской культуры. Однако акцент ставился на ее участие в прогрессивных движениях России и присоединение к марксистским группам, что относило ее к советской идеологии, притупляя значимость ее национального наследия.
До Второй мировой войны советские нарративы подчеркивали украинскую идентичность представителей украинской культуры и их вклад в национальное наследие.
Однако после войны акцент на национализме полностью исчез.
Советская власть придавала большое значение идеологическому воздействию кино, формируя образы украинцев по заранее установленным моделям.
В советских фильмах можно выделить три типажа украинцев.
Первый тип - советский человек, этнический украинец, который идентифицировал себя как советский гражданин, отказываясь от своей украинской культуры.
Второй тип - маргинализированный украинец, который представляется жадным, трусливым или предательским, но у него сохраняется шанс на перевоспитание в процессе сюжета, чтобы стать «правильным советским человеком».
Третий тип - убежденный украинский националист, который вызывал у зрителей отторжение и стремление к его уничтожению как к опасному элементу.
В центре одного из фильмов стоит монахиня греко-католической церкви по имени Иванна, украинка, которая разочаровывается в советской реальности и уходит в монастырь.
В период Второй мировой войны, во время немецкой оккупации, она становится свидетелем сотрудничества церковных служителей с оккупантами, что приводит её к вступлению в партизанское движение.
Иванна участвует в борьбе против немецких войск, но в конце концов её захватывают, пытают и казнят.
В фильме ярко отражены три archetype украинцев. Один персонаж утверждает, что готов стать «дьяволом» ради независимости Украины, что символизирует крайний патриотизм.
Иванна олицетворяет идею о возможности переосмыслением представлений об украинцах, тогда как партизаны показывают образ «правильного» советского человека, борющегося с немецкой оккупацией.
Советская пропаганда создала нарративы, которые унижали Украину, утверждая, что многие регионы должны принадлежать всему Союзу. Например, Крым упоминался как «всесоюзный курорт», а Донбасс позиционировался как «паровая машина» Союза. Одесса и Севастополь были представлены как города всесоюзного значения, в то время как Западная Украина описывалась как территории, освобожденные Красной Армией.
Киеву придавалось значение как «матери всех русских городов», что становилось основой для имперских нарративов. Российская история связывает Севастополь и Полтаву с военной мощью, а Одессу и Харьков с «европейскостью». Топонимы имеют значительное влияние на национальную идентичность, являясь инструментом формирования или стирания памяти о важных исторических событиях и личностях.
В Украине, как и в других частях Советского Союза, происходила русификация исторических топонимов, что оказало значительное влияние на национальную идентичность.
Топонимы служат важным инструментом формирования памяти и подчеркивают значимость определенных исторических личностей и событий.
Этот процесс способствовал созданию советской идентичности «Малой России», которая, в свою очередь, поддерживала нарратив о единстве исторической памяти Украины и России в рамках «великороссийского нарратива».
После распада Советского Союза, новые государства стремились восстановить свою идентичность, опираясь на историческую память.
Эстонии, Латвии и Литве это удалось легче благодаря предшествующему периоду независимости, в то время как Украине пришлось столкнуться с последствиями длительного подавления украинского национализма.
Это привело к серьёзному кризису идентичности после обретения независимости, так как украинская нация искала свою «золотую эпоху» для легитимации самосознания как внутри страны, так и в отношениях с международными партнерами.
С 2015 года Украина активно начала защищать свою государственную идентичность и национальную память в ответ на аннексию Крыма и военные действия на Донбассе.
Этот процесс включает переименование городов и демонтаж советских памятников. Так, «Красноармейск» стал «Покровском», а «Артемовск» — «Бахмутом», возвращая прежние названия, которые отражают украинскую историю.
«Дзержинск», названный в честь Феликса Дзержинского, вернул свое оригинальное имя — «Торецк». Однако не все жители таких городов приветствовали изменения, так как среди них много людей, находящихся под влиянием советского наследия и кремлевской пропаганды.
Защита государства охватывает не только физическую безопасность, но и онтологическую — это включает поддержку культурной и социальной идентичности.
В этнически разнообразной стране, как Украина, этот процесс может быть длительным и вызывать внутренние конфликты.
Тем не менее, правительство Украины добилось успехов в десоветизации и укреплении национальной идентичности, что способствовало формированию исторической памяти народа.