Эмоциональная память в музыке Джаваншира Гулиева

Янв 21, 2025 / 00:39

Человек обладает не только событийной памятью, но и эмоциональной, которая связывает важные моменты жизни с музыкой, ароматами и временами года.

1990-е годы были временем глубоких изменений в нашей стране, когда военные действия в Карабахе, холодные бетонные стены и массивные очереди за хлебом оставили свой след в сознании народа.

Эмоциональная память в музыке Джаваншира Гулиева

Эти потрясения ярко вспоминаются при звуках «Аскер маршы», который олицетворяет ту эпоху.

Написанный композитором Джаванширом Гулиевым, этот бодрый и мужественный марш звучал в школах и по телевидению, стал символом 1990-х и был частью всех военных оркестров.

Кроме того, Гулиев также известен своим произведением «Элегия Мушвига», премьера которого состоялась в 2022 году.

Это произведение, посвященное поэту Микаилу Мушвигу, вызвало международный резонанс, особенно после недовольства со стороны Исламского государства Иран.

Музыка «Элегии» создает запоминающийся и выразительный образ трагической жизни Мушвига, что отражает судьбы многих талантов, не успевших расцвести в бурные времена перемен.

В стремлении понять, чем занимается сегодняшний творец великолепной музыки, мы побеседовали с Джаванширом Гулиевым. Он рассказал о своих корнях и творческом пути:

«Я родился в Нухе, который ныне называется Шеки, и провёл там 17 лет, учась в русской и музыкальной школах. Музыкальное училище в Шеки имело уровень, сравнимый с другими провинциальными училищами, но столица, на мой взгляд, имела более высокий уровень преподавания, особенно в училище имени Асафа Зейналлы. Понимая, что мне не хватает знаний, я готовился к поступлению в Азербайджанскую Государственную Консерваторию. Сначала я выбрал отделение тара, так как чувствовал недостаток в знаниях для композиторского факультета. В процессе учебы у меня появилась возможность пользоваться библиотекой и общаться с другими студентами, что способствовало моему переходу на композиторский факультет.

Говоря о культурных традициях Шеки, стоит отметить, что в своё время он был столицей ханства, где творили выдающиеся ханенде и музыканты, такие как таристы и кяманчисты. Город был центром активной общественной жизни. Например, в 1949 году здесь открылся Государственный Драматический театр, который был единственным в Азербайджане, помимо театров в Баку и Гяндже.

Однажды, когда я только начинал ездить в музыкальную школу, меня поразили звуки тара, доносившиеся из двухэтажного здания с красивым внутренним двориком. Я поднялся по лестнице в поисках классов, откуда шла эта чарующая музыка.» Это воспоминание – лишь небольшая часть его вдохновляющего пути в музыке, демонстрирующая, как места и люди вокруг могут формировать творческий характер человека.

Воспоминания о школьных годах, когда я был первоклассником, навсегда остались в моей памяти. Я помню, как увидел старинный рояль в школе, и меня поразил его вид. У нас дома не было музыкального инструмента, и я часто пробирался в класс, когда никого не было, чтобы поиграть на клавишах рояля. Я пытался что-то извлечь из них, и, видимо, у меня что-то получалось, раз меня не прогоняли.

В дальнейшем моя жизнь привела меня к Кипрскому Государственному Университету, где я работал преподавателем. Мой переезд был вынужденным, но не связанным с музыкой. Я заметил значительную разницу между кипрскими и нашими студентами. Студенты с Кипра проявляли большое желание учиться, старались использовать каждую возможность для получения знаний. Их стремление к обучению вдохновляло меня; их глаза светились интересом, особенно учитывая, что обучение было платным.

В отличие от них, многие из моих студентов в консерватории, казалось, приходили на занятия лишь ради получения диплома. Я до сих пор не понимаю, в чем была их мотивация, ведь знания куда важнее самого документа.

Музыканты Азербайджана, работающие в Турции, значительно обогатили её музыкальную культуру.

Уже в начале XX века Ниязи, известный дирижер, активно выступал с произведениями турецких композиторов, такими как оратория «Юнус Эмрэ» Аднана Сайгуна и опера «Кёроглу». Позже, Рауф Абдуллаев, занимая пост главного дирижера Анкарского оперного театра имени Лейлы Гянджар, продолжил этот добрый курс, внося свой творческий вклад.

Также стоит отметить дирижера Рамиза Мелик-Асланова, который создал студенческий симфонический оркестр в Стамбуле. В результате работы наших музыкантов музыкальная жизнь Турции обогатилась новыми оттенками и звучанием.

Примечательно, что только после переезда в Турцию, многие музыканты осознали высокий уровень своего образования, полученного в Советском Союзе.

С распадом Советского Союза и обретением независимости Азербайджаном, музыканты начали активно искать возможности работы не только в Турции, но и в других странах Востока, включая Китай.

Это стало возможным благодаря высокому уровню подготовки, обусловленному системой образования, которая, начиная с европейских корней, сформировала несколько поколений талантливых музыкантов, значительно повлиявших на развитие азербайджанской музыки и её интеграцию в западноевропейскую классическую традицию.

Вспоминая достижения в мире музыки, стоит отметить триумфальную постановку балета Арифа Меликова, которая прошла в Анкаре и Стамбуле, а также множество его исполнений в разных городах Турции. Это свидетельствует о высокой востребованности азербайджанских музыкантов и их произведений, что очевидно не ограничивается только Турцией.

С другой стороны, имя Меликова ассоциируется с «Аскер маршы», который стал символом 90-х годов в Азербайджане. Воспоминания о создании этого марша принадлежат тревожным временам. Конец Советского Союза и начало Карабахской войны создали обстановку неопределенности, когда множество артистов отправлялись на фронт поддержать солдат.

В марте 1992 года, после поездки в Шушу и Лачин, Меликов получил стихи для нового марша. Жители этих городов обращались к центральной власти с просьбой не отправлять их сыновей служить в другие регионы, требуя, чтобы они могли сражаться в своем крае. В то время у них не было своего национального военного марша, и создание нового произведения стало важным шагом.

Музыка сыграла неоценимую роль на войне, особенно для тех, кто служил. Меликов сам испытывал влияние музыки на солдат во время своей службы в Советской армии, где он был частью военного оркестра, что еще раз подчеркивает значение музыки в жизни военнослужащих.

Военные марши играют важную роль в формировании боевого духа. После встречи с председателем телевидения Эльшадом Гулиевым, который выразил беспокойство о моральном состоянии общества после трагических событий в Ходжалы, у меня возникла идея написать марш, способствующий поднятию боевого духа. Эльшад подчеркнул необходимость поддерживать моральный настрой нации и вдохновлять людей. Вдохновляясь скорбью народа, я освежил в памяти воспоминания о молодых парнях в Лачине, стремящихся в бой. Вдохновленный этим, я за полчаса создал марш, который вскоре стал невероятно популярным. Это произведение объединило людей разных возрастов, и его начали петь повсюду, что принесло мне радость как автору. К тому же, во время второй Карабахской войны этот марш также оказал значительное влияние, отражая истоки той сплоченности и духа, которые были необходимы для победы. Стоит отметить, что в первой Карабахской войне армия была практически не подготовлена, и люди использовали доступные средства защиты. Однако ко времени второй войны страна смогла значительно укрепить свои силы, чтобы не допускать повторения прежних ошибок. Созданный марш стал символом единения и надежды для народа, помогая ему сохранять веру в победу.

Я с уверенностью могу сказать, что я выполнил свой гражданский долг перед страной. Это придаёт мне уверенности и спокойствия.

Во-первых, второй вопрос касается моего здоровья. В прошлом году все мои друзья и близкие были взволнованы новостями о моем состоянии. Это было для меня настоящим shock, когда я, находясь на Кипре, отправился в путь за своими нотами и книжками, остальными вещами после переезда в Баку, и заехал в Стамбул, чтобы увидеться с дочерью и внучкой.

Утром, внезапно, я потерял сознание и очнулся уже в медицинском кабинете, где проводилось МРТ. Из-за ужасающего шума аппарата я не понимал, что происходит, и думал, что, возможно, уже на другом свете. Однако вскоре я пришёл в себя и осознал происходящее.

На тот момент я не имел возможности обратиться за помощью, но оказалось, что фонд Гейдара Алиева взял на себя ответственность за мое лечение. Я хочу выразить свою искреннюю благодарность Мехрибан ханум Алиевой за эту помощь.

Врачебная команда действовала действительно быстро, и благодаря их вмешательству удалось избежать серьёзных последствий, таких как паралич. У меня было несколько мест кровоизлияния и сердечный криз, но благодаря своевременному лечению я смог вернуться к нормальной жизни.

Сегодня я чувствую себя так же, как и до болезни. Процесс восстановления продолжается, и врачи следят за моим состоянием. Все идет согласно запланированному курсу лечения, и надеюсь, в ближайшее время я услышу от них: «ауфидерзейн».

Моя дочка и внучка – это мой мир. Для отца дочь и внучка незаменимы, и наслаждаться их присутствием – величайшее счастье.

Я всегда скучал по ним, и они помогли восстановить мою жизнь. Друзья остались теми же, я шутливо отмечаю, что номера телефонов не изменились.

Вернулся к музыкальной деятельности, где состоялась премьера оратории Мушвиг, и исполняются десятки новых песен.

В честь моего 75-летия 6 апреля пройдет мой авторский концерт в оперной студии Бакинской Музыкальной Академии.

Также работаю над оперой «Фатих Султан Мехмет», первую часть закончил на Кипре, и начал писать новый балет Иблис.

Получил несколько заказов от драматических театров и Театра Муз Комедии. Поступило предложение написать продолжение «Аршин Мал алана», где герои уедут в Европу.

В целом, моя музыкальная жизнь приобрела новые краски, как и прежде.

Вдохновляет меня высказывание Стравинского: «Задумал – сделай!» Это действительно подходит не только композиторам, но и каждому творческому человеку.

Произведения композитора – это его продолжение, и он обязан бороться за свои идеи.

Чтобы утвердить свое творчество, композиторы должны пройти через множество испытаний. Это не простой путь, и, несмотря на трудности, каждый должен научиться справляться с ними.

Ситуация схожа с законом джунглей: выживает только сильнейший. Если слабому оказать помощь, это не приведет к успешному результату, поскольку в творческой профессии человек должен достигать успеха самостоятельно.

Качество произведений — ключевой аспект этого процесса. Утверждение результатов творчества требует борьбы и усилий, и это актуально не только для нашей страны, но и для мира в целом.

История наглядно показывает, что такие трудности испытывают писатели, художники и композиторы во все времена. Важно пожелать им силы, чтобы они могли успешно утвердить свое искусство и личность.

Путь этот долгий и сложный, но он является подлинным и приводит к результатам. Искусственно созданные успехи со временем разрушаются, как лопнувший шар, поэтому истинное творчество проходит через трудности и испытания.

По материалам: zerkalo.az