По мнению директора НПО Тамар Джакели, 17 мая представляет особую опасность для людей с нестандартной внешностью, таких как мужчины с серьгами или окрашенными волосами, в связи с возрастающим риском стать объектом нападения со стороны ультраправых. В интервью для программы «Эхо Кавказа» она подчеркнула, что в День борьбы против гомофобии, который приходится на 17 мая, трудно предсказать что-либо определенное.
Если кто-то утверждает обратное, это, вероятно, дезинформация. Джакели указала, что в последние годы ЛГБТ-сообщество в Грузии воздерживается от публичных мероприятий 17 мая из-за риска насилия.
В 2018 году самая последняя попытка провести акцию была отменена после предупреждения со стороны правоохранительных органов о возможном насилии и пролитии крови. Это привело к расколу общества на две группы: одни считали, что рисковать не стоит, другие настаивали на продолжении борьбы за права ЛГБТ-сообщества, предлагая проводить акции в другие дни, например, в конце июня или начале июля. Именно из числа последних вышло движение Tbilisi Pride.
В связи с недопониманием и дезинформацией появились слухи о возможных планах акций ЛГБТ-активистов. Хотя на самом деле никаких планов не было, эта ситуация могла привести к мобилизации насильников под предлогом митинга или акции, подчеркивает Тамар Джакели.
Поэтому я приняла решение обратиться к своим знакомым через социальную сеть, к моему кругу общения, чтобы предотвратить их заблуждение. Я даже не ожидала, что это сообщение наберет такое количество репостов.
Но это не означало, что мы отказываемся от идеи провести мероприятие 17 мая, просто мы сталкиваемся с тем, что уже много лет квир-сообществу не позволяют свободно выйти на улицы в этот день. Мы лишаемся права на мирное выражение своей идентичности как граждане из-за действий как государства, так и церкви, а также ультраправых группировок.
17 мая становится днем, когда на улицах повышен уровень агрессии, когда страшно даже выходить из дома. Многие боятся стать жертвами насилия только из-за своего внешнего вида или нестандартного поведения. Этот день напоминает охоту на отличников, острые чувства тревоги охватывают всех нас.
В такие дни приходится отказываться от своих прав на мирные собрания и проявления своей индивидуальности.
Вы принимаете активное участие в протестных акциях против закона об «иноагентах». В пасхальную ночь вы, несмотря на отсутствие религиозной принадлежности, отмечали этот праздник вместе с другими протестующими и выражали сожаление о том, что Грузинская православная церковь не соответствует основным христианским принципам. В этот день, когда власть признает церковь как «щит грузинской семьи», и церковь поддерживает грузинскую идентичность, насколько совместимы эти действия со стандартами секулярного государства, страны, желающей вступить в Европейский союз?
К сожалению, грузинская православная церковь стала институтом, который исключает многих людей, оставляя их на обочине, в угнетении и изгнании. Необходимо напоминать церкви о ее общественной ответственности перед всеми гражданами и о важности уважения к индивидуальным правам каждого человека, какими бы разными они ни были.
Путь к обществу, где каждый гражданин чувствует себя признанным и защищенным, пролегает через уважение и взаимопонимание, даже если мы не всегда согласны друг с другом.
Баптистская церковь Грузии является для меня примером того, какой должна быть идеальная церковь. К сожалению, Грузинская православная церковь на протяжении многих лет преследует квир-сообщество и не признает их права на равенство.
Церковь игнорирует случаи насилия в отношении них, а некоторые священнослужители даже оправдывают насилие и гонения во имя Христа. Хотя такие высказывания могут быть единичными, церковь не выступает против этого насилия и угнетения, которым подвергаются квир-люди в Грузии.
Я уважаю институциональную религиозность, но Грузинская православная церковь стала местом, где многие не находят себя, они чувствуют себя изгнанными и угнетенными. Существуют христианские церкви, которые открыты и терпимы к нам, всегда радушно принимают нас в свои обители. Баптистская церковь Грузии становится ярким примером такой открытости и терпимости.
В контексте политики, я был одним из инициаторов создания феминистской квир-группы «Зеленые» и участвую в мирных акциях протеста. На сегодняшний день нам так и не удалось официально зарегистрировать политическую партию под названием «Зеленые», поэтому мы продолжаем наш гражданский активизм под этим же лозунгом.
Планируем возможно выйти на выборы местного самоуправления в 2025 году или на парламентские выборы в 2028 году. Сейчас создание новых политических партий затруднено, особенно учитывая 5-процентный избирательный барьер, который трудно преодолеть без значительных финансовых ресурсов.
Участвовать в выборах может быть крайне сложно, особенно в периоды, когда политическая обстановка напряженная. Многие считают, что лучшим выходом может стать объединение различных партий в общий оппозиционный центр, чтобы избирательные голоса не были разбросаны и не потерялись. Этот подход позволит сделать голос избирателей более слышим и сильным.
Я рассматриваю себя как гражданского активиста, который готов активно поддерживать идею объединения оппозиционных сил в борьбе за смену политического режима. Важно также обратить внимание на необходимость участия в политике молодежи, женщин и представителей «ЛГБТQ-сообщества».
Первоочередной задачей считаю объединение всех оппозиционных сил и общественных движений для достижения общей цели - изменения нынешнего политического ландшафта. Однако, в силу ограничений и репрессий, ставших повседневностью, мы вынуждены были принять решение не организовывать физические мероприятия, а вместо этого активизировать свою деятельность в онлайн-пространстве и социальных сетях.
В условиях жесткого контроля власти и ограничений на проведение акций, мы видим важность использования возможностей интернета для привлечения внимания общественности. В будущем, при условии изменения политической обстановки и нейтрализации режима, мы, как представители «ЛГБТQ-сообщества», сможем активно использовать наши конституционные права и организовывать различные мероприятия и прайд-парады. Вместе, объединив усилия, мы сможем более эффективно действовать и влиять на политическое развитие страны, создавая более открытое и инклюзивное общество.