Российские концертные залы и стадионы на сегодняшний день стоят перед серьезной задачей - обеспечить безопасность и доступность экстренной эвакуации для людей с ограниченными возможностями передвижения. Эту проблему поднял известный общественный деятель и блогер Иван Бакаидов, страдающий ДЦП.
Его призыв к проверке концертных залов и стадионов на предмет доступности для людей с инвалидностью был подтолкнут трагическим происшествием в «Крокус Сити Холле», где погиб 25-летний Максим Вербенин во время теракта. Максим, передвигавшийся на инвалидной коляске, оказался запертым в зале из-за отсутствия пандусов, что позволило нападающим легко атаковать его.
Иван Бакаидов призывает всех граждан проверить окружающие публичные пространства и в случае необходимости обращаться к администрации учреждения или прокуратуре.
Глава Всероссийского общества инвалидов, Михаил Терентьев, заявил, что законы уже требуют создания беспрепятственной среды для всех, и необходимо ужесточить контроль со стороны пожарной инспекции. Однако представители концертной индустрии жалуются на избыточность норм и их фрагментацию между различными документами.
Иван Бакаидов, который также является программистом, выступает за участие общества в защите интересов людей с ограниченными возможностями и безопасностью общественных мест. Он призвал граждан присоединиться к акции за доступность и безопасность общественных пространств для всех.
Важность безбарьерной среды подчеркнута на примере трагедии в «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года: Максим Вербенин, страдавший от спинальной мышечной атрофии, не смог покинуть зал из-за отсутствия доступного выхода, что стало фатальным для него.
Мужчина был застрелен практически в упор. Известный общественный деятель Иван Бакаидов выразил свои мысли в социальных сетях, подчеркнув бессмысленность и жестокость терроризма.
Он также обратил внимание на то, что люди с инвалидностью имеют меньше шансов выжить в периоды катастроф. Бакаидов подчеркнул, что доступность для людей с инвалидностью, таких как пандусы, является необходимой для их свободы перемещения и полноценной жизни.
После трагедии в
В своем письме вы выразили беспокойство по поводу доступности определенного места и запросили информацию о мерах, которые будут приняты для решения этой проблемы. Совет от господина Бакаидова был предложить написать второе письмо, если не было ответа или в случае игнорирования проблемы.
Вторым шагом было обращение в прокуратуру с просьбой проверить соблюдение законодательства о доступности общественных пространств. Глава Всероссийского общества инвалидов и депутат Госдумы Михаил Терентьев отметил, что оценить масштаб проблемы сложно, так как люди не всегда обращают внимание на пути эвакуации без чрезвычайной ситуации. Отсутствие жалоб не означает отсутствия проблем.
Терентьев поддержал инициативу Бакаидова, однако отметил, что она сфокусирована на колясочников и пандусы, в то время как в законодательстве есть требования и по эвакуационным путям, и по безопасным зонам, оборудованным дымоудалением, и по элементам для эвакуации слепых и глухих. Депутат указал на необходимость учитывать различные аспекты доступности для разных групп людей.
Дмитрий Малинин, председатель кемеровской коллегии адвокатов «Юрпроект», отметил, что жилые здания и другие объекты должны быть спроектированы с учетом доступности для инвалидов и других ограниченных групп населения. Обязанность застройщиков обеспечивать доступность зданий для маломобильных групп закреплена в федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В рамках Федерального закона установлено, что правительство РФ утверждает определенные национальне стандарты и своды правил, которые обязательно должны соблюдаться, как подчеркивает господин Малинин.
Один из таких документов - «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». «В этом документе, например, указано, что помимо лестниц на сцену должны быть предусмотрены стационарные или мобильные пандусы или подъемные устройства. Это требование имеет обязательный характер», - отмечает юрист.
В свою очередь, Михаил Терентьев указывает на то, что Минстрой «последнее время повторно начал процесс исключения 59-го свода правил из обязательных требований по обеспечению доступной среды при строительстве новых зданий или капитальном ремонте». «Этот свод правил также включает в себя элементы обеспечения безопасных маршрутов движения и эвакуации», - поясняет депутат.
Увидев проект соответствующего постановления, я направил письмо председателю правительства Михаилу Мишустину, с просьбой не принимать его. Мы не должны понижать уровень требований законодательства в области доступной среды.
Глава Федерации оценивает, что при наличии проработанного законодательства проблему можно решить только через государственный контроль: «Все, что касается безопасности человека, должно быть контролируемо и проверяемо со стороны пожарного надзора. И пожарники, безусловно, должны уделять внимание всем аспектам доступной среды в условиях эвакуации».
Президент компании NCA Михаил Шурыгин отметил, что отношение к сфере организации массовых мероприятий в России никогда не было проанализировано в контексте, подобном трагедии в «Крокусе». «Предотвратить подобные события в рамках существующих стандартов безопасности, которые должны соответствовать концертным площадкам, невозможно», - утверждает он.
Господин Шурыгин соглашается с тем, что после теракта необходимо внести обширные правовые изменения, однако «вопрос обеспечения безбарьерной среды вряд ли окажется на первом плане».
Касаясь инициативы господина Бакаидова, промоутер предполагает, что «исключительное решение проблем как безопасности, так и доступности, не будет эффективным». «Без отдельного закона, который бы включал в себя все требования к проведению массовых мероприятий, различные ведомства и бизнес смогут перекладывать ответственность друг на друга. А в в рамках такого закона можно было бы внести все эти требования, о которых говорят люди с ограниченными возможностями», - считает г-н Шурыгин.