Жизнь и деяния преподобного Варсонофия Оптинского

Апр 14, 2024 / 15:57

Однажды Павел Иванович Плиханков принял решение изменить свою жизнь радикально. Он решил отказаться от высокого воинского звания и пойти примером за Христом, вступив в монашеское братство. Так родилась личность преподобного Варсонофия Оптинского, чья жизнь стала примером преданности вере и самоотверженности.

Жизнь и деяния преподобного Варсонофия Оптинского

Его решение поразило многих, потому что вместо погонов он выбрал мантию и отправился на войну - в этом мире он теперь вел духовную борьбу. Слава о его прозорливости распространилась по всей России, и многочисленные свидетельства утверждали, что Варсонофий обладал особым даром от Бога.

14 апреля христианская Церковь вспоминает преподобного Варсонофия Оптинского, одного из самых почитаемых старцев Оптиной пустыни. Павел Иванович Плиханков родился в 1845 году в благочестивой семье в Самаре. Его преданность вере проявлялась еще с детства - он регулярно посещал храм, участвовал в богослужениях и помогал в алтаре.

В подростковом возрасте его склонность к молитве и уединению становилась все более очевидной. В каникулы Павел уединялся в природе, вставая рано утром для молитвы в березовой аллее. Его внутренняя связь с Богом росла, именно в тот момент он мечтал о монашестве.

Однако его будущее связано было с военной службой. После окончания военного училища и образования в Петербурге Павел стал полковником, но внутренний голос подсказывал ему другой путь. Он решался на решительный шаг, открывший новую страницу в его жизни. Монастырь стал для него новым домом, где он нашел истинный путь к свету и истине.

В монастыре он обрел духовное богатство и смысл жизни, который по-настоящему стал источником его внутренней силы. Его житие стало примером для многих верующих, показав, что истинная мудрость и истинное счастье могут быть обретены через преданность Богу и самоотверженность.

Преподобный Варсонофий Оптинский стал почитаемым старцем, чья память живет до сих пор и вдохновляет на подвиги духовной жизни. Его жизнь стала свидетельством того, что истинная прозорливость и мудрость приходят через веру и преданность духовной практике. Он стал истинным святым, чья душа озаряла тех, кто искал путь к истине и свету.

Сегодня мы поминаем преподобного Варсонофия Оптинского как пример достоинства и веры, путь которого освещает и вдохновляет нас на истинное стремление к Богу и духовному совершенству.

Павел Иванович был выдающимся офицером, имеющим блестящую военную карьеру и большое уважение среди своих сослуживцев.

Однако внутри себя он чувствовал какую-то необъяснимую неудовлетворенность. Его поведение часто казалось странным: он предпочитал оставаться холостым, отказывался от светских мероприятий, не участвовал в веселых вечеринках офицерского сообщества.

Павел вел довольно скромный образ жизни, несмотря на свое положение и возможности.

Его отношение к миру начало меняться после похода в театр, когда внезапно ощутил огромную душевную тоску и непонимание происходящего вокруг.

Этот опыт заставил его задуматься о смысле жизни и своем предназначении.

Именно в этот момент он встретил праведного старца Иоанна Кронштадтского, который поцеловал его руку и предсказал, что его ждет большая перемен в жизни.

Павел ощутил призвание к монашеству и отправился в Оптину пустынь, о которой узнал из духовного журнала.

Там он встретился со старцем Амвросием Оптинским и отцом Анатолием, который стал его наставником в духовной жизни.

Постепенно Павел погружался в аскетическое общежитие монастыря, отказываясь от мирских забот и пройденной карьеры.

Он нашел в монашестве новый путь и новый смысл жизни, стремясь к духовной чистоте и просветлению.

С каждым днем его убеждение в правильности выбора укреплялось, и он становился все ближе к Богу и своему духовному предназначению.

Павел Иванович стал примером для многих своим решительным шагом и отказом от мирских искушений в пользу духовной искренности и веры.

Его история служит напоминанием о том, что истинное счастье и удовлетворение можно найти лишь внутри себя, покорив свои страсти и находя свое призвание в преданности Богу и духовной практике.

К сожалению для Павла Ивановича, преподобный Амвросий предоставил ему еще два года для раздумий. Но ближе к окончанию этого срока полковник тяжело заболел воспалением легких.

Во время болезни, когда денщик читал ему Евангелие, он пережил удивительное видение. По словам старца, он был окружен сверкающим светом, в котором перед ним пронеслась вся его жизнь. Он услышал голос, который повелел ему отправиться в Оптину пустыню.

Павел Иванович выздоровел, завершил все свои дела, покинул службу и вскоре стал послушником в Иоанно-Предтеченском скиту Оптинской обители.

В 1900 году он принял монашеский сан с именем Варсонофий, позднее был рукоположен в диакона, а затем в иерея.

Во время Русско-японской войны он отправился на фронт, где служил в военном госпитале, утешая духовно раненых.

Общение со солдатами и офицерами в полевых условиях произвело на него глубокое впечатление.

В одном из своих писем адресованных настоятелю Оптиной пустыни игумену Ксенофонту (Клюкину) он писал: «Только сейчас, столкнувшись лицом к лицу с русскими ранеными воинами, офицерами и солдатами, я понял, какое бескрайнее море христианской любви и самопожертвования живет в сердце русского человека, и нигде это не проявляется с такой силой и величием, как на поле брани. Только в тяжелые годы войны можно увидеть, что вера в Христа - это дыхание и жизнь русского народа, что без этой веры жизнь народа обречена. Каждый народ ставит перед собой различные задачи, которые составляют его суть и содержание жизни, но для русского народа сущность его жизни и корни заложены глубоко в его душе».

Эта история рассказывает о старце Варсонофии, который в 1907 году был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Оптинского скита. Вернувшись в Оптину пустынь, он был уже известен как опытный духовник с даром прозорливости.

Ежедневно он принимал множество людей, и его духовные чада увеличивались. Своею мудростью и даром проникновения он помогал людям исповедовать свои грехи и искать пути спасения. Его слова оставались незабвенными, так как исходили от благодатного опыта и знания души человеческой.

В 1910 году старец Варсонофий отправился на станцию Астапово, где должен был напутствовать находившегося при смерти Льва Толстого. Он принес с собой утешение и надежду, даруя слова спасения и милосердия.

Святой старец был способен принять каждого, выслушать и дать мудрый совет, ибо его сердце было открыто для всех нуждающихся. Его жизнь была посвящена служению Богу и людям, благодаря чему он смог стать источником надежды и утешения для многих.

Его пример вдохновлял других следовать путем добродетели и милосердия, напоминая о вечных ценностях Царства Небесного и наследии вечной жизни.

Однажды преподобному старцу Варсонофию посчастливилось совершить паломничество к умершему графу Льву Толстому. Однако родственники великого писателя не пустили старца к его одру, чтобы дать ему последний шанс покаяться и спастись.

Взволнованный преподобный делился, что с утра того самого дня, когда ушел из жизни граф, ему пришла мысль: может быть, сегодня удастся попасть к нему, возможно, он захочет покаяться и исповедаться. Однако вскоре пришло известие о его кончине, и старец ощутил безвозвратную утрату. Он рассказывал, что мог бы принести графу Тело и Кровь Христовы, простить его и помочь освободиться от всех согрешений, но ему не было дано этого сделать.

В последний год своей жизни отец Варсонофий пережил тяжелое испытание. В 1912 году его назначили настоятелем Старо-Голутвинского монастыря, который находился в запущенном состоянии. Менее чем через год после этого назначения, вконец измученный и больной, старец ушел из жизни и был похоронен в своей обители.

В 1996 году он был прославлен как местночтимый святой, а в 2000 году его канонизировали всей Церковью. Его мощи почитаются во Владимирском соборе Оптиной пустыни.

Пример святого Варсонофия напоминает нам о важности внутренней духовной работы. Необходимо постоянно оценивать содержание своей души, стремиться к Христу и избегать привязанности к земным благам. Каждый из нас должен находить время для молитвенной рассмотрительности, чтобы определить истинные ценности своего сердца и искренне полюбить Бога над всеми временными благами.

Заповеди Ветхого Завета отличаются от Заповедей евангельских тем, что их можно было исполнять даже человеку, который не пережил духовного возрождения. Однако для соблюдения Нового Завета требуется иное - это становится невозможным без внутреннего обновления.

Некоторые возражают, утверждая, что в Новом Завете нет ничего сложного, все сводится к любви. Но именно в этом и заключается истинное испытание. Понять и полюбить всех в соответствии с Евангелием, с искренней любовью, - это несомненно трудная задача, требующая огромных усилий и помощи благодати Божьей.

Апостол Павел указывает, что любовь является исполнением закона. Закон Христов направлен на гораздо более глубокие и тонкие аспекты духовной жизни, и его выполнение невозможно для обычного человека без помощи Святого Духа.

Только через обновление своей природы человек может начать исполнять этот закон, который становится доступен благодаря действию божественной благодати.

Таинства Православной Церкви обладают такой силой, что даже самый грешный крещеный, при истинном покаянии, может пережить духовное возрождение и начать новую жизнь, полностью следуя евангельским заповедям. В таинстве Покаяния сгорают все записи наших грехов, а Причащение укрепляет нас духовно.

Новая жизнь не приходит мгновенно и незаметно, но, безусловно, каждый человек, пройдя через это духовное обновление, обретет новую жизнь во Христе.

Вера - основа христианства. Господь требует от нас веры, апостолы учили, что без веры невозможно угодить Богу. Важно совершать добрые дела во имя Христа, ибо их ценность зависит от этого.

Многие считают, что можно быть хорошим человеком и исполнять заповеди даже без принятия Христа. Однако, Христовы заповеди возвышают нас на такую высоту, что их исполнение возможно лишь для возрожденных через Святое Крещение. Как достичь спасения и вступить в Царство Небесное?

Путь к этой горе ведет из мира и из монастыря. Возможно спастись и обладая богатством, но суть не в самой бедности или богатстве, а в состоянии сердца перед Богом. Примером служат Филарет Милостивый и Авраам, которые несмотря на богатство, нашли спасение в служении ближнему.

Однако, привязанность к деньгам может привести к погибели. Важно сохранять душу от разного рода помыслов - это нелегкая задача, недооцененная в мирском обществе. Мысли могут оказать разрушительное воздействие на душу человека и изменить его жизненный путь. Следует бороться с мыслями, провоцирующими на путь греха и отвращения от Бога, так как они могут привести к гибели души.

Святые отцы учат нас различать помыслы, которые приходят от Бога, от нашего собственного естества и от бесов. Это требует большой мудрости и духовной зрелости. Частые посещения храма могут помочь в этом деле, особенно в моменты скорби.

Важно научиться различать, кто внушает наши мысли: Бог, враждебная духовная сила или наше собственное плотское желание. Часто нам кажется, что нет выхода из трудного положения, но молитвой и вниманием к Божественному вдохновению мы можем обрести утешение и вдохновение.

Поступать по правоте в своей жизни можно двумя способами: внешне, через воздержание от скоромной пищи, и внутренне, через воздержание от греховных мыслей и чувств. Эти два аспекта поста неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди сосредотачиваются только на внешних аспектах поста, не обращая внимания на внутреннюю духовную борьбу. Например, человек может обсуждать и осуждать других, но при этом строго воздерживаться от пищи, не понимая, что его ум и сердце уже осквернены греховными помыслами.

Добродетель становится привычкой благодаря практике, а молитва до конца жизни требует усилий и преданности. Молитва часто сталкивается с сопротивлением из нашей плоти и от врага душ. Дьявол борется против молитвы, потому что она является для него источником поражения и смерти.

Люди в Православной Церкви направляются к Царствию Небесному, следуя верному пути к Горнему Иерусалиму. Они плывут по морю жизни на ладье, управляемой Христом как кормчим. Те, кто вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске и погибают без надежды на спасение.

По материалам: foma.ru