На платформе «Госуслуги» запускается новый сервис «Цифровое портфолио обучающегося», который станет доступен в третьем квартале.
Как сообщил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, этот сервис позволит учащимся загрузить и использовать данные о своих образовательных достижениях, таких как аттестаты, дипломы, результаты ЕГЭ, олимпиады и сведения о дополнительном образовании.

Портфель также включает информацию о мероприятиях, в которых участвовал студент, и профильные интересы.
На начальном этапе информация будет поступать из государственных и муниципальных учреждений, однако возможное расширение до частных организаций уже обсуждается.
Объединение всех данных на одной платформе откроет возможности для государственной персонализации образовательно-культурных услуг.
Это позволит учащимся получать индивидуальные рекомендации в зависимости от их интересов.
Например, если ребенок имеет достижения в футболе, системой будут предлагаться лагеря, акцентирующие внимание на спортивных мероприятиях, связанных с этим видом спорта.
Тем не менее, эксперты выражают обеспокоенность по поводу возможных рисков, связанных с сосредоточением таких данных.
Представитель аппарата вице-премьера отметил, что заполнение портфолио на платформе «Госуслуги» является добровольным, и необходимость загружать информацию в личный кабинет отсутствует.
Для обеспечения безопасности сервиса предусмотрена многоуровневая защита данных. Информация не будет храниться непосредственно на портале или собираться в единую федеральную систему, а останется в региональных государственных информсистемах.
На портале данные будут доступными в режиме реального времени по запросу пользователя. Заказчиком данного сервиса является Министерство просвещения, а концепция была утверждена на заседании межведомственной рабочей группы 4 февраля.
В будущем планируется расширение возможностей портфолио учащегося. Кроме того, Федеральному агентству по делам молодежи и другим ведомствам было поручено разработать концепцию создания «Единого профиля молодого человека» на «Госуслугах», который будет доступен гражданам до 35 лет.
Этот профиль предоставит возможность загружать информацию о учебе и трудоустройстве, причем сформируется автоматически при обращении за услугами, такими как зачисление в детский сад или поступление в вуз.
Обсуждается также возможность предложений по трудоустройству, основанных на цифровом профиле молодого человека. Система хранения данных будет следовать децентрализованной модели, аналогично портфолио учащихся.
Елена Дружинина, замминистра науки и высшего образования, еще в декабре 2020 года отметила необходимость создания цифрового профиля учащегося.
В 2021 году Минпросвещения подготовило концепцию, согласно которой этот профиль должен был стать обязательным при поступлении в детский сад или первый класс.
Презентация нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» 26 февраля, поводила к новым размышлениям на эту тему.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко поделился планами правительства по созданию цифровых платформ, подчеркивая, что современное образование должно быть адаптированным к индивидуальным навыкам каждого ребенка.
Он отметил, что существует потребность в таргетированном образовании, начиная с детского сада и до института.
Григоренко акцентировал, что создание такого профиля не станет обязательным, и в системе будут оставаться альтернативы.
В настоящее время в детских садах и школах активно идет процесс оцифровки, включая создание профиля учащегося, который будет учитывать индивидуальные особенности, посещаемые предметы и данные электронных дневников.
Это позволит лучше понять, какие знания и навыки необходимы для обучения детей и как корректировать образовательный процесс, чтобы он соответствовал современным требованиям.
Школы в нашей стране традиционно выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции. Применение цифровых технологий позволяет лучше отслеживать, как происходит обучение, и предотвращать ситуации, когда в разных учебных заведениях используются различные подходы.
Хотя единообразие не является целью, важно определить общие рамки, которые обеспечат целостность образовательного процесса. Григоренко отметил, что власти занимаются анализом экономической ситуации, выявляют потребности и прогнозируют востребованные специальности в будущем. Тем не менее, многие студенты, обучающиеся на бюджетных местах в вузах, не работают по полученной профессии.
Это проблема, отражающая недостаток соответствия между полученными знаниями и требованиями рынка труда. Для решения данной проблемы необходимо собирать и анализировать данные, подытожил Григоренко.
Руководитель общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова высказала мнение о том, что участие в системах мониторинга станет обязательным, ссылаясь на существующий сервис «Сферум» для учителей и учеников.
Менькова подчеркивает риски, связанные с созданием портфолио детей, поскольку сбор личных данных может не соответствовать интересам детей в будущем. Она выразила опасения, что, основываясь на портфолио и алгоритмах, разработанных неизвестными лицами, может быть предопределена образовательная траектория ребенка, включая возможность отказа в высшем образовании.
Искусственный интеллект, формируя индивидуальные образовательные пути, рискует игнорировать уникальные способности и потребности каждого ученика.
На этапе школьного образования у некоторых ребят результаты могут быть слабыми, и их портфолио не всегда будет конкурентоспособным, отмечает Менькова. Она подчеркивает, что многие люди раскрывают свой потенциал не в юности, а позже.
Нежелание или невозможность участвовать в олимпиадах и получать дополнительное образование может быть связано с географическими и финансовыми факторами. Также существуют случаи, когда портфолио не отражает заслуги ученика или его родителей, что в дальнейшем может повлиять на шансы на трудоустройство.
Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков выражает опасение, что такая инициатива может оказаться трудной для реализации, так как обязанности по ведению портфолио скорее всего лягут на плечи учителей и классных руководителей. Они будут обязаны отчитываться о результатах внедрения системы, что может увеличить нагрузку на педагогов.
Также он указывает на возможность возникновения конфликтов между родителями, администрацией и учителями из-за недовольства по поводу эффективности этой идеи. Казаков акцентирует внимание на том, что для успешного внедрения нового профиля потребуются дополнительные ресурсы — как кадровые, так и финансовые.
В рамках нацпроекта «Экономика данных» необходимо продолжить работу над нацпрограммой «Цифровая экономика», реализация которой завершится в 2024 году.
Нацпроект включает девять направлений, таких как «Инфраструктура доступа к сети Интернет», «Цифровые платформы в социальной сфере», «Искусственный интеллект» и «Цифровое государственное управление».
Григоренко на презентации отметил, что в рамках второго направления предполагается создание около двадцати основных цифровых платформ, включая «Моя школа», «Университет» и «Умный город».
Эти платформы предложат более простые решения и оптимизируют выполнение множества функций, удаляя посредников и оцифровывая операции.
Также будет создана платформа на основе госстатистики, которая объединит разнообразные данные для улучшения управленческих решений и эффективного цифрового госуправления.
Григоренко не озвучил общий бюджет проекта, но отметил, что более 1 трлн рублей планируется привлечь из федерального бюджета.