Возвращение оценок за поведение школьников в России

Фев 8, 2025 / 19:51

Согласно поручению, опубликованному на сайте Кремля, планируется обсудить возвращение оценок за поведение школьников с профессиональными и родительскими сообществами. Доклад необходимо представить до 1 июля 2025 года.

Вопрос о том, как оценивать поведение школьников, остается открытым: равны ли оценки за болтовню на уроке и драку? Кроме того, важный аспект заключается в том, решит ли оценка за поведение проблему самого поведения учащихся.

Возвращение оценок за поведение школьников в России

В советское время оценки за поведение были распространены и имели большие последствия: получить

В настоящее время наблюдается возрождение некоторых практик из российского и советского опыта в образовательной системе, однако оценки за поведение вызывают множество вопросов. Интересно, что для некоторых учащихся, которые склонны к хулиганству, такие оценки могут стать не мерой воздействия, а наоборот, стимулом продолжать свое ненадлежащее поведение. Вместо этого, если ребенок проявляет агрессию или выходит за рамки приличия, может потребоваться привлечение психолога для диагностики, поскольку такие поступки могут быть связаны с внутренними проблемами.

Критерии оценки поведения учащихся являются важным аспектом, который вызывает разночтения среди педагогов. Учителя по-разному воспринимают, что такое «хорошее» или «плохое» поведение, и эти оценки зачастую субъективны. Существует необходимость четкого и обоснованного подхода к присвоению оценок: за что ставить «пятерку», а за что – «двойку»? Если представить, что оценки по поведению будут возвращены, следует рассмотреть и последствия для учащихся. Как будут применяться меры для тех, у кого в аттестате окажется двойка по поведению?

Система оценивания должна формироваться через школьные уставы и самоуправление, чтобы избежать произвольности. Этот подход позволит предотвратить ситуацию, когда решение об оценке принимает исключительно учитель на основе своего субъективного восприятия. Такой процесс должен быть прозрачным и учитывать мнения всех участников образовательного процесса.

Алексей Гусев, ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации, отмечает, что подростки в переходный период часто выражают свои мнения в форме, которая может быть непривычной для взрослых. В этом контексте педагогам важно помнить, что оценка поведения может вызвать нежелательное давление на детей. Важно, чтобы в образовательной среде существовали меры для дисциплинирования хулиганов, однако их применение должно быть обоснованным и должно учитывать их потребности.

Напоминает и то, что практика оценки поведения присутствовала в российских школах на протяжении десятилетий. Существовали специальные графы в дневниках, которые служили сигналом для родителей о необходимости обратить внимание на воспитание ребенка. Возвращение этой практики может быть полезным, но важно не перегружать систему, учитывая, что у каждого учителя должна быть возможность различать справедливую оценку поведения и неоправданные наказания за малозначительные проступки.

Современные дети все чаще воспринимают учителя как представителя сферы образовательных услуг, а не как авторитетную фигуру, что создает дополнительные сложности с дисциплиной. С учетом этого, введение оценок за поведение могло бы выступать в качестве сдерживающего фактора, способствующего более корректному взаимодействию учащихся и педагогов.

По материалам: rg.ru