Согласно исследованию «Sage Science Review», облачные технологии значительно повышают успеваемость студентов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Использование облаков способствует доступности образовательных ресурсов и улучшает взаимодействие между студентами и преподавателями, делая процесс обучения более индивидуализированным.
Выводы делают эксперты, в том числе Марина Кошелева из «Yandex Cloud» и Елена Одоевская из НИУ ВШЭ.

Исследование «IDC» показывает, что рынок публичных облаков в Европе достигнет $373 млрд к 2028 году. При этом внедрение облачных решений в образование идет медленнее, чем в бизнесе; «Astute Analytica» прогнозирует, что к 2027 году объем облачных вычислений в высшем образовании составит лишь $9 млн.
Тем не менее, интерес к облачным сервисам растет. Эксперты уверены, что вузы могут использовать облачные технологии для оптимизации управления и удовлетворения потребностей студентов. Проректоры по цифровизации становятся основными инициаторами изменений, обеспечивая обновление устаревшей инфраструктуры и защиту данных.
Нужны новейшие технологии, которые позволят этично использовать искусственный интеллект как в образовательном процессе, так и для создания интеллектуальных и персонализированных сервисов для студентов и сотрудников университета.
Внедрение облачных сервисов значительно улучшает взаимодействие пользователей с сайтами вузов, уменьшая процент отказов и ускоряя доступ к необходимой информации. Это, в свою очередь, положительно отражается на позициях образовательных учреждений в рейтинге M-Rate, где учитывается их активность в цифровом пространстве.
Согласно данным Yandex Cloud, свыше половины вузов из первой десятки по M-Rate уже применяют облачные технологии.
Примеры успешного использования облаков включают МИРЭА, который применяет облачные технологии для курсов по машинному обучению; МГТУ им. Баумана, активно использующий облака для обучения нейросетей в беспилотных болидах; и УРФУ, который готовит IT-специалистов на базе облачных технологий.
Среди активных пользователей облачных сервисов выделяется НИУ ВШЭ, использующий платформу «инфраструктура как код» (IaC), что позволяет быстро автоматизировать управление своими ресурсами. Платформа предлагает преднастроенные решения, позволяя развертывать системы любой сложности всего за несколько строчек кода, что значительно ускоряет процесс.
Например, если ранее развертывание бэкенда мобильных приложений занимало часы, то теперь этот процесс можно выполнить за считанные минуты.
Недавние изменения в управлении инфраструктурой НИУ ВШЭ существенно повысили её оперативность и эффективность. Особое внимание уделяется периодам приемной кампании, когда нагрузка на университетские системы резко возрастает из-за повышенного интереса со стороны абитуриентов — ежегодно вуз принимает более 20 тысяч новых студентов.
Важно отметить, что как LMS-системы, так и сайты приемной кампании могут испытывать нагрузку до 300%, что создает риски в случае использования локальной инфраструктуры, расширение которой затруднено. Напротив, облачные технологии обеспечивают университета необходимой масштабируемостью, позволяя выдерживать внезапные нагрузки без значительных затруднений.
В течение 2023 года на облачных платформах НИУ ВШЭ зарегистрировано более 150 тысяч пользователей. Прогнозируя на 2025 год, университет ожидает рост этого числа до 200 тысяч, что обусловлено увеличением популярности и улучшением инфраструктуры.
Применение облачной технологии обеспечивает стабильную работу сервисов и помогает качественно обслуживать абитуриентов, студентов и участников мероприятий, включая интеллектуальные состязания. Также в Вышке тестируется новая технология распознавания данных на отсканированных документах, что автоматизирует обработку заявок абитуриентов и значительно сокращает время обработки.
В облаке предлагаются встроенные сервисы машинного обучения, которые существенно упрощают работу с большими языковыми моделями. Например, в НИУ ВШЭ был внедрён чат-бот на основе нейросети, способный ответить на множество вопросов студентов и абитуриентов, тем самым облегчая процесс поступления как для школьников, так и для приемной комиссии.
Также был разработан пайплайн, помогающий пользователям подбирать программы онлайн-формата и дополнительного образования с учетом личных предпочтений.
Безопасность систем вузов в период приемной кампании имеет особую значимость, так как именно в это время они подвержены многим кибератакам. Облачные решения играют важную роль в защите, предоставляя необходимые инструменты, такие как технологии защиты от DDoS-атак.
НИУ ВШЭ использует встроенные средства облачного провайдера для автоматического создания резервных копий, что увеличивает надежность и безопасность данных.
Кроме этого, студенты факультета компьютерных наук обучаются работе с современными алгоритмами машинного обучения, что требует значительных вычислительных ресурсов. Облачные ресурсы активно интегрируются в учебный процесс, позволяя студентам осваивать технологии, связанные с нейросетями, включая глубинное обучение, обработку звука, обработку естественного языка (NLP) и генеративные модели.
Это помогает не только в теоретических занятиях, но и в практических проектах, что является важным аспектом их образования.
Ежегодно через различные дисциплины в УрФУ проходят сотни студентов, которые участвуют в проектах по дообучению языковых моделей, созданию RAG-ассистентов и обучению алгоритмов распознавания речи.
Благодаря облачным инфраструктурным решениям, реализация этих проектов становится быстрой и эффективной, позволяя студентам сосредоточиться на практической работе с искусственным интеллектом.
В учебных проектах активно используют бессерверные вычисления, что позволяет студентам разрабатывать и публиковать приложения, получая обратную связь от пользователей. Эти технологии помогают установить автоматизированное производство, которое масштабируется под нагрузку, исключая необходимость постоянного запроса вычислительных мощностей.
Однако в большинстве вузов каждый департамент применяет свои BI-сервисы, что затрудняет интеграцию и получение сводной информации для ректора.
Решение этой проблемы может заключаться во внедрении корпоративных хранилищ данных, что значительно повысит эффективность управления. Создание единого облака с упорядоченными данными позволяет генерировать наглядные отчеты по общей деятельности университета, помогая ректорам принимать обоснованные управленческие решения.
Так, например, в РАНХиГС в ходе приемной кампании 2024 года применяли BI-систему для анализа данных о поступающих во всех 47 филиалах вуза.
Система в реальном времени эффективно сборывает данные о заявлениях, результатах ЕГЭ, индивидуальных достижениях и олимпиадах абитуриентов, предоставляя актуальную информацию проректорам и директорам институтов. Это позволяет им корректировать стратегию приема в режиме «здесь и сейчас».
Облачная аналитика также применяется для оценки учебных дисциплин студентами, что способствует формированию понимания компетенций преподавателей. На основе этой информации принимаются решения по развитию профессорско-преподавательского состава.
Ярким примером является проект в университете ИТМО, где студенты имеют возможность самостоятельно добавлять курсы в свой образовательный трек. Система взаимодействует с уже существующим расписанием, что позволяет избегать конфликтов между занятиями.
Для эффективного внедрения индивидуализированного графика используются бессерверные технологии, что значительно ускоряет процесс настройки расписания для студентов. Такой подход позволяет без привлечения дополнительных инженеров переносить в облак и развивать критические сервисы университета.
Нагрузка на сервисы является сезонной, поэтому поддержание постоянного ресурса может быть неэффективным. Использование облачных технологий позволяет избежать оплаты за неиспользуемые ресурсы благодаря эластичности нагрузки, что сокращает ненужные расходы.
По данным ИТМО, использование облака в 11 раз более эффективно по сравнению с собственной инфраструктурой за год и в два раза на протяжении пяти лет. В университете разрабатывается рекомендательная система, которая поможет будущим студентам определиться с выбором дисциплин на основе желаемых компетенций, необходимых для получения диплома.
Выбирая облачного провайдера, учитывайте безопасность, поддержку, взаимодействие и стоимость услуг. Начинайте с небольшого проекта, чтобы протестировать инфраструктуру и обучить сотрудников. Определите проекты с высокими требованиями к надежности и безопасности, продумайте их размещение в облаке, чтобы минимизировать обмен данными вне него.
Также важно провести анализ критериев безопасности, защиты от DDoS-атак и резервирования данных. Проводите опытное использование облачной технологии в течение года, постепенно развивая опыт команды. Важно вовлекать студентов и преподавателей в работу над облачной инфраструктурой и давать возможность студентам участвовать в разработках в рамках учебного процесса.