Начало военных действий в Украине в феврале 2022 года сильно повлияло на российское высшее образование.
Несмотря на ранее существовавшие проблемы, связанные с санкциями и политическим режимом, подъем конфликтной ситуации поставил новые вызовы перед учебными заведениям.

Ученые, в отличие от многих других групп, в основном выступили против военных действий.
Согласно опросу социологической службы «Russian Field», 85% представителей научного сообщества высказались против специальной военной операции, в то время как среди работников культуры и здравоохранения мнения были более разделенными.
Публичный протест со стороны ученых в первые дни конфликта был подавлен властями.
Это происходило как через государственную цензуру, так и последствия воздействия со стороны университетов и профессуры, которые некоторые из них поддержали действия государства через написание общественных писем.
В результате, подавление и поддержка режима привели к тому, что научная община столкнулась с негативными последствиями и внутренними конфликтами.
Российская академия разделилась на несколько групп с различными стратегиями в условиях репрессий и страха.
Несмотря на давление, многие протестующие остались в стране и продолжают работу, что поднимает моральные и этические вопросы для исследователей и преподавателей.
Часть ученых покинула страну из страха преследований или из-за препятствий в научной деятельности.
Оставшиеся ученые, имеющие пацифистские взгляды, выражают разочарование как в открытом сопротивлении, так и через тактики «тихого сопротивления», включая использование эзопова языка и политические обсуждения со студентами.
Однако наблюдается также рост самоцензуры среди них, что указывает на сложные внутренние противоречия.
В отличие от них, другая группа ученых считает, что их работа не должна пересекаться с гражданскими инициативами, придерживаясь позиции, что «наука вне политики». Они продолжают заниматься преподаванием, избегая обсуждения современных социальных и политических проблем и стараясь дистанцироваться от нелояльности к режиму и военным действиям.
Таким образом, академическое сообщество демонстрирует разнообразие мнений и подходов к существующим вызовам.
Скептическое отношение некоторых групп к антивоенной и провоенной деятельности заметно, хотя они не противостоят «патриотическим» мероприятиям, предпочитая их не инициировать.
Численность этой группы невелика, однако её представители получают доступ к руководству и организуют «научно-патриотические» события. Среди их численности можно встретить как гуманитариев, так и представителей университетских администраций.
Ветераны СВО и их дети поддерживают αυτές τις ομάδες, пополняя ряды студентов вузов.
Начало 2022 года ознаменовалось усилением государственного контроля и идеологизации образования. Флагманы высшего образования, такие как Высшая школа экономики, первыми столкнулись с серьёзными потерями.
В частности, в Вышке были уволены преподаватели, а кафедра конституционного права закрыта ещё в 2020 году. После начала полномасштабной агрессии учебная программа «Публичной политики и прав человека» была также закрыта.
Также инцидент с ректором Зуевым затронул Шанинку, которая потеряла не только руководителя, но и закрыла программу Artes Liberales.
Таким образом, контроль над образованием и репрессии против учёных значительно возросли.
В последнее время наблюдается серьезная ситуация в сфере высшего образования в России, особенно среди университетов, где многие преподаватели покинули страну. Драматические изменения затронули и Санкт-Петербургский государственный университет, где был распущен факультет свободных искусств и наук, а также факультеты социологии и политологии в Европейском университете, что объясняется попытками уменьшить риски закрытия учреждения с «либеральной» репутацией.
Милитаризация университетов проявляется в том, что высшее образование используется для поддержки военных кампаний, героизации участников СВО и легитимации конфликтов. В этом контексте Министерство науки и высшего образования России запустило программу «вузы для фронта», в рамках которой волонтеры собирают гуманитарную помощь, а ученые создают различные устройства, необходимые на фронте.
Некоторые вузы, такие как РГГУ, активно участвуют в этой программе. Университет недавно объявил, что взял под шефство воинскую часть — батальон «Спарта», основанный в ДНР. Все больше университетов вовлекаются в подготовку кадров для армии через военно-учебные центры, число которых достигло 149. По окончании программы студенты могут заключать контракт на военную службу и отправляться в армию, что подчеркивает ускоряющуюся интеграцию высшего образования с военными нуждами.
В 2023 году в университетах России наблюдается значительное увеличение числа вернувшихся с СВО (специальной военной операции). Университеты предоставили дополнительные квоты для данной категории студентов, например, в Дагестанском госуниверситете 4% поступивших были зачислены по специальной квоте.
С 2024 года военные вузы увеличили эту квоту до 10% среди всех поступающих, а максимальный возраст для поступления был повышен до 30 лет. Вузы также проводят курсы повышения квалификации для возвращающихся с СВО, например, в Санкт-Петербургском государственном университете разработаны специальные программы для них.
После завершения курсов участники могут стать как студентами, так и преподавателями в образовательных учреждениях.
В университетах активно организуются мероприятия, призванные поддержать военные действия в Украине, которые могут происходить как в рамках государственных инициатив, так и по желанию различных пропагандистов.
Участники СВО совместно с государственными пропагандистами проводят лекции для студентов, в которых идут речи о том, что Украина представляет собой «анти-Россию», а западные СМИ распространяют «фейки».
Кроме того, проводятся встречи студентов с бойцами СВО, на которых обсуждаются «подвиги» российских солдат и ценности, которые должны развивать граждане страны. Однако, по некоторым данным, такие мероприятия не вызывают большого интереса среди студентов, а участие в них зачастую становится обязательным.
Межвузовские военно-спортивные соревнования «Время ВУЦ», проходящие среди студентов военных учебных центров при федеральных вузах Санкт-Петербурга, стали заметным событием.
В универститете наблюдаются изменения в управлении, проявляющиеся в усилении централизации и активной роли ректоров в пропаганде специальной военной операции (СВО).
В этой обстановке наблюдается рост числа вице-ректоров, ответственных за молодежную политику, а также создание «центров гражданского воспитания».
Эти структуры нацелены на выявление студентов и преподавателей с пацифистскими взглядами и действуют фактически как органы контроля и подавления инакомыслия.
В университете также увеличивается количество видеокамер, установленных под предлогом обеспечения безопасности, что может быть использовано для наблюдения за лекциями и контроля за поведением студентов.
В условиях усиливающейся культуры доносов, где около половины доносов пишут именно студенты, создается атмосфера страха и самоцензуры.
В дополнение, ряд преподавателей уже объявлены «иностранными агентами», что еще более усугубляет ситуацию в области высшего образования в России.
Хоть их количество составляет всего 58 человек, введение запрета на преподавание превратило этот статус в запрет на профессию, что негативно сказывается на уровне цензуры и самоцензуры среди российских ученых и преподавателей.
Вместе с тем, признание некоторых образовательных учреждений «нежелательными организациями» значительно ограничивает академическую свободу. Это создает эффект нежелания у ученых контактировать не только с нежелательными, но и с любыми научными организациями из «недружественных стран».
Даже сторонники власти избегают доносительства, но описывают свою готовность выполнять «гражданский долг». Генеральный директор общества «Знание» подчеркивает важность сохранения и развития историко-культурного наследия страны в условиях информационной войны, когда коллективный Запад пытается дискредитировать достижения России в науке и культуре.
Это подчеркивает необходимость формирования идеологической перестройки в российском высшем образовании. Основной задачей является воспитание подрастающих поколений, что, по мнению авторов концепции, становится вопросом выживания государства.
С учетом этих реалий формируется воспитательная экосистема, охватывающая все уровни образования — от школы до университета.
В настоящее время в России реализуется проект «ДНК России», который включает обновленные курсы и учебники по истории, такие как «Основы российской государственности». Эти инициативы направлены на формирование патриотизма и гражданственности у молодежи, охватывая студентов разных специальностей – как социально-гуманитарных, так и естественно-технических.
Основное содержание курсов ориентировано на усиление чувства лояльности к государству и отражает идею правопреемственности между Российской Федерацией и Советским Союзом. Например, в одном из учебников утверждается, что «фрагменты бывшего Советского Союза, занимающие антироссийскую позицию, могут быть в интересах Российской Федерации пересобраны».
Примечательно, что курс о традиционных религиях еще не внедрен, но его написание, вероятно, будет связано с теологической перспективой, отражая логику, поддерживаемую консервативной частью РПЦ.
Важно отметить, что российский политический режим сегодня сталкивается с вызовами, которые напоминают о вождях и режимах, которые когда-то были нейтрализованы. С началом специальной военной операции в феврале 2022 года международное сотрудничество резко сократилось.
До этого года ситуация была сложной, однако новые обстоятельства завершили академические обмены и совместные программы с такими странами, как США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия.
Введение санкций и академический бойкот, действующий в некоторых странах, существенно сказываются на интеграции академических беженцев в Европе и ограничивают количество ученых, желающих покинуть Россию.
Несмотря на сохранение личного сотрудничества, такое как совместные публикации в международных журналах, их число является убывающим.
Особенно заметно завершение академических обменов и совместных программ, что затрудняет доступ российских ученых к международным конференциям.
Часто они не могут участвовать из-за финансовых ограничений или решений организаторов, которые отказываются регистрировать иностранных исследователей, даже если у тех есть статус независимого научного работника.
Однако многие исследователи в России сохраняют персональные контакты с теми, кто эмигрировал, позволяя осуществлять совместные проекты.
Программы, запущенные для поддержки ученых, покинувших страну, не решают полностью проблемы их выживания и интеграции в новых условиях, поскольку они в основном ориентированы на академических беженцев, вынужденных уехать из-за политических преследований.
Тем не менее, для многих остаётся возможность взаимодействовать с коллегами за границей и продолжать научную деятельность.
Существующие программы помощи не способны охватить всех нуждающихся. Тем, кто уезжает «в плановом порядке», необходимо не только пройти поиск работы, но и продумать свои ближайшие перспективы, что представляет собой сложную задачу из-за того, что большинство рабочих мест имеют временный характер.
Это создает феномен «беженского академического прекариата» — класс людей, которые находятся в нестабильных социальных условиях и зависят от краткосрочных контрактов, что делает долгосрочное планирование практически невозможным.
В таких обстоятельствах российские ученые выбирают путь создания или продолжения образовательных и исследовательских инициатив. В настоящее время их функционирует около пятидесяти, которые можно разделить на три группировки.
Однако данная стратегия сталкивается с серьезными ограничениями. Русский язык, например, не является языком науки и образования в Европе и часто воспринимается негативно за пределами России. Это затрудняет интеграцию с европейской образовательной системой, а переход на английский или другие языки рискует привести к растворению российской академической общности в европейской.
Тем не менее, русский язык используется российским государством как средство поддержки внешнеполитического курса, ориентированного на Восток, с попытками следовать примеру западных стран в продвижении образования на европейских языках, создании зарубежных кампусов и внедрении формата двойных дипломов.
В условиях действующих западных санкций российские ученые сталкиваются с серьезными препятствиями, которые затрудняют их работу и адаптацию в европейских проектах. Существующий режим санкций не делает исключения для научных деятелей, в отличие от активистов и журналистов, что усугубляет ситуацию для ученых из России.
Развитие российской академии можно условно разделить на два основных направления. Первое связано с тем, как будет происходить эволюция внутри страны. В этой плоскости наблюдается тенденция к интеграции университетов в государственную идеологическую систему, что приводит к утрате их независимости.
Возможна ситуация, где учебные заведения сохранят условную «внутреннюю свободу» и продолжат «тихое сопротивление». Некоторые университеты могут предпринять шаги к созданию автономных образовательных центров, что позволит им оставаться конкурентоспособными в условиях изоляции. Это может включать сотрудничество с университетами стран БРИКС, обеспечивая определенную защиту от государственного контроля.
Также возможна реализация альтернативной модели научного производства, напоминающей