Крымское министерство планирует продать управляющие компании морскими портами в Ялте и Евпатории. Общая начальная стоимость активов составляет около 1,7 миллиарда рублей.
В данный момент порты полуострова функционируют на низкой загрузке, что связано с ограниченным количеством судов, готовых к заходу в условиях санкций. Власти надеются на использование портов для пассажирских и яхтенных перевозок. Однако эксперты рынка высказывают сомнения в возможности обеспечить необходимый спрос.

На торги выставлены 100% акций АО «Ялтинский морской порт» и АО «Евпаторийский морской порт» с начальной ценой лотов 1,49 миллиарда рублей и 192,9 миллиона рублей соответственно. Прием заявок будет проходить с 2 по 28 июля, а аукцион запланирован на 1 августа. Ялтинский и Евпаторийский порты являются одним из четырех региональных портов Крыма; остальные находятся в федеральной собственности.
Ялтинский порт занимает площадь 12,15 гектара и включает пассажирский терминал с перерабатывающей мощностью 1,3 миллиона человек в год, а также терминал для навалочных и генеральных грузов. В свою очередь, Евпаторийский порт площадью 51,5 тысячи квадратных метров специализируется на перевалке навалочных и генеральных грузов. За 2023 год перевалка в Евпатории увеличилась на 8,8%, достигнув 352 тысяч тонн.
Объем перевалки грузов в портах Крыма снизился на 2,5% по сравнению с прошлым годом, составив 13,3 тыс. тонн. В частности, через порт Севастополь было перевалено 240,3 тыс. тонн, в Керчи — 687,6 тыс. тонн, а в Феодосии — всего 27,9 тыс. тонн. Сравнительно с 2023 годом, объемы перевалки в этих портах упали на 44,4%, 38,4% и 27,3% соответственно.
Тем не менее, Ялта и Евпатория ориентируются на пассажирские перевозки: в 2024 году порты перевезли 399,32 тыс. человек, с планами на 2025 год — 450 тыс. человек.
Сергей Аксенов отметил, что действующие порты региона не загружены даже на 10% своих возможностей из-за санкций, препятствующих заходу судов на другие маршруты. В то же время, он подчеркивает потенциал Ялтинского и Евпаторийского портов для развития пассажирских и яхтенных перевозок.
Эксперт Надежда Малышева из PortNews считает, что текущие санкции уже не так опасны для операторов, как раньше, однако необходимо наличие грузов для обеспечения эффективной работы флота. В дополнение, модернизация портов и высокая стоимость страховки во время военных действий могут негативно сказаться на экономике. Развитие яхтенных марин видится как одно из оптимальных решений для среднесрочной перспективы.
Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров указывает на возможность приобретения портов для редевелопмента под пассажирские или яхтенные направления. Тем не менее, серьезного роста грузовой базы в данный момент не ожидается, а риски санкций продолжают оставаться фактором, сдерживающим развитие.
Важность создания эффективной инфраструктуры и привлечения инвестиций в туристическую сферу Крыма становится все более очевидной, особенно с учетом текущих экономических и политических условий.