Одно из наиболее конкретных указаний президента касалось повышения заработных плат учителей. Всем классным руководителям и заместителям директора по воспитательной работе было объявлено увеличение на 5 тысяч рублей. А тем из них, кто проживает в небольших городах России с населением до 100 тысяч человек – на 10 тысяч рублей. «Это, фактически, все наши маленькие города, районные центры, поселки, заселения», – уточнил президент. – Следовательно, с 1 марта 2024 года предлагаю удвоить федеральное пособие для этих специалистов за классное руководство и кураторство группами до 10 тысяч рублей».
Однако это не все: заработные платы учителей будут полностью пересмотрены. В настоящее время они определяются исходя из размеров региональных бюджетов, что приводит к значительным различиям между регионами. «Я не буду углубляться в детали, эта система(выплат)действительно сложна, и депутаты и члены правительства понимают, о чем я говорю», – подтвердил Путин. По словам президента, кабинет министров уже к 2025 году разработает новую модель оплаты труда государственных служащих, включая учителей, и протестирует ее в рамках пилотных проектов в нескольких регионах России. А к 2026 году ожидается «принять окончательное решение для всей страны» по заработным платам учителей.
«Огромное внимание в выступлении президента было уделено образованию», – комментирует образовательную часть послания заслуженный педагог России, глава Фокуса образования № 109, академик Евгений Ямбург. – И это безусловно не случайно, потому что образование формирует будущее общества. Все предложения в послании были тщательно продуманы, обсуждены с профессионалами, со специалистами».
В области образования важно обеспечить поддержку и более высокую оплату для заслуженных учителей, повысить заработную плату консультантам (директорам) по воспитанию. То, что уже успешно реализовано в Москве, должно быть распространено на другие регионы. Новые регионы должны получить все преимущества, безусловно.
Особенно важным является изменение системы оплаты труда учителей. Мы говорим здесь о создании единой образовательной среды. Например, если родитель переезжает из Москвы в отдаленный регион, ребенок не должен сталкиваться с ситуацией, когда учебная программа совершенно отличается, просто потому что в одном городе она одна, а в другом - другая. Однако, единая система образования требует единой оплаты труда.
На сегодняшний день оплата учителей зависит от региона и различается значительно. Например, если я оплачиваю своему учителю менее 90 тысяч рублей, меня могут уволить в Москве. В то же время в Подмосковье оплата учителя будет ниже.
Например, в таком городе как Екатеринбург учителя высшей категории работают 30 часов в неделю, чтобы заработать 22 тысячи рублей в месяц. Это несправедливо, и это не из-за жадности учителей, просто цены одинаковы, а зарплаты разные. Это требует серьезного пересмотра системы оплаты труда учителей.
В Москве сложно устроиться работать в школу, так как здесь много желающих. Сегодня в педагогические вузы поступают только стобалльники по ЕГЭ.
Звучащее как дудки, подобно ситуации, которой смеялись в советские годы, о том, что «ума дудки, выступай в педагоги».
Специалисты направляют учителей в Москву. Например, человек работал в банке, заработал финансовый запас, получил второе высшее образование и вернулся в школу. У меня есть такие учителя, и их ценность в том, что человек не только передает теорию, он вникает в суть и может продемонстрировать, как работает, как функционирует банковская система.
Это также связано с проблемой оплаты труда, выравнивания заработных плат, чтобы это было справедливо повсюду. Если мы хотим, чтобы в школах работали высококвалифицированные специалисты.
В сельских районах сейчас часто бывает, что старшеклассники ведут занятия с младшими классами, просто потому что нет других кандидатов...
Евгений Александрович также упомянул о значимости репетиторства, без которого многие сейчас не могут сдать ЕГЭ.
Репетиторство было, есть и будет всегда. Даже по обычному трудовому договору педагог имеет право на это. Потому что темпы усвоения знаний у детей разные, индивидуальный подход - индивидуальная оплата.
Но вот что делается в Москве по этому поводу? Успешные учителя, опытные преподаватели, чьи ученики каждый год поступают на бюджетные места, ведут онлайн занятия для всех желающих. И если у вас в школе нет такой возможности, вы можете подключиться и получить индивидуальную подготовку.
Это не обойдется вам ни в какие деньги, так как оплачивает это государство, в данном случае - мэрия Москвы.
И поскольку в послании прозвучало заявление, что цифровизация затронет даже маленькие поселки (президент упомянул о внедрении искусственного интеллекта в образование, модернизации сети библиотек и их превращении в цифровые центры, на что планируется выделить 9 миллиардов рублей из бюджета), оттуда также можно будет присоединиться к подобному репетиторству. Абсолютно бесплатно.
Я думаю, что это очень перспективный и интересный курс.