Спектакль Удачи и театр Догма в условиях кризиса

Апр 22, 2025 / 13:30

Эта рецензия акцентируется на спектакле «Удачи», который имел две важные даты – читку в 2024 году и полноценный показ в 2025.

Однако, на фоне последних событий, настоящее внимание стоит уделить театру «Догма», известному как единственный хулиганский театр в России. В последних месяцах труппа оказалась в затруднительном положении: они вместо привычной сцены вынуждены бродить по барам и репетиционным площадкам Ижевска. Проблема отсутствия помещений затрагивает не только «Догму», но и многие любительские театры в городе и в стране в целом.

Спектакль Удачи и театр Догма в условиях кризиса

«Догма» представляет собой уникальную команду, состоящую из молодых энтузиастов, не имеющих формального театрального образования, однако сплочённых общей целью – творчеством. Их спектакли удивляют и собирают зрителей, несмотря на статус любительского театра.

Режиссёр группы, Андрей Хмелёв, подчеркивает, что «Догма» сосредоточена на современной драме, что позволяет их работам занимать достойное место на всероссийских фестивалях. Такие театры как «Догма» определённо нуждаются в поддержке и внимании, поскольку их вклад в культурную жизнь важен, несмотря на их скромные условия существования.

Речь идет о театре «Догма», который отличает современность его репертуара: пьесы зачастую пишутся в течение года, а иногда даже за день до премьер. Это создает особую атмосферу, совпадающую с духом времени.

Декорации в спектаклях минимальны – порой их просто нет. Это решение не только подтверждает связь с шекспировской традицией, но и продиктовано экономическими ограничениями. Однако такая простота позволяет сосредоточиться на игре актеров. Этот минимализм не является хаотичным или неуместным; при сохранении общей концепции сценические элементы могут быть весьма выразительными.

Актеры в «Догме» используют разнообразные театроведческие методики, но не ограничиваются одной системой. Они интегрируют элементы Станиславского, Чехова и даже Мейерхольда, создавая уникальный стиль. Это позволяет им гибко адаптироваться к различным задачам.

Важно то, что актеры активно участвуют в создании постановок: они сами занимаются светом, костюмами, находя их в секонд-хендах, а декорации создают при помощи собственных усилий. Можно утверждать, что «Догма» – это пример DIY театра, где каждый вкладывает свою душу в общее дело.

В этом контексте важно также отметить жанровое разнообразие их работ, что помогает выделять «Догму» среди других театров.

Театр «Догма» отмечает своё восемилетие с момента, когда они преобразовались из детской группы «Партизанчики» в независимый коллектив. Жанр, который они выбрали для своего творчества, называют «бытовая фантастика». Это позволяет им сочетать повседневные разговоры персонажей, например, на кухне о яичнице, с элементами фэнтези, когда в сюжете могут появляться инопланетяне или другие неожиданные моменты. Такие необычные пересечения делают их спектакли уникальными и запоминающимися.

Сам театр характеризует себя как «театральную группировку», что, видимо, связано с желанием сохранить дух экспериментаторства и хулиганства. Однако для многих зрителей это все-таки полноценный театр. За восемь лет своего существования «Догма» успела значительно расширить свои горизонты: от театра для подростков они перешли к более серьезным и взрослым постановкам, успешно участвуя в фестивалях и создавая собственный бренд.

В 2023 году «Догма» сделала неожиданный шаг, переехав в «Открытый офис», рядом с администрацией города и книжной лавкой. Причины переезда остались загадкой, а после двух сезонов в новом месте они вернулись в Арт-резиденцию, хотя и на короткий срок. Теперь у театра нет постоянного помещения, и спектакли проходят там, где это возможно, даже в барах. Команда театра живет в постоянном поиске, что отражает их дух и подход к творчеству.

Спектакль «Удачи», основанный на пьесе Андрея Хмелёва, рекламируется театром как работа в духе Тарантино. Сравнения с «Омерзительной восьмёркой» и «Бешеными псами» кажутся обоснованными: персонажи находятся в замкнутом пространстве и постоянно вспоминают прошлое. В атмосфере спектакля присутствует рок, напоминая о «Криминальном чтиве», а обилие крови вызывает конкретные ассоциации.

Тем не менее, провести прямую аналогию с Тарантино не совсем уместно. Возможно, более уместным было бы сравнение с Мартином Макдонахом, однако его работы оставляют ощущение опустошенности, чего здесь не наблюдается.

Хотя некоторые элементы напоминают русских драматургов, сравнения все еще не складываются. В итоге мы приходим к выводу, что пытаться провести параллели не имеет смысла: в пьесе есть свои уникальные черты, как бытовые, так и лиричные.

Сам спектакль начинается в канун Рождества с дальнобойщика Степана, который везет груз и имеет своеобразное хобби: платить женщинам за сексуальные услуги. Узнавая о наличии подобной услуги в магазине «Удачи» за 2500, он решает воспользоваться ею. Однако визит в магазин заканчивается трагически — он получает ножевое ранение от психически нездоровой женщины.

Далее разворачиваются события в больнице и полицейском участке, где Степан сталкивается с коррумпированным участковым, требующим у него сорок тысяч рублей под угрозой тюремного заключения. Весь спектакль так или иначе разворачивается вокруг магазина «Удачи», и важно отметить, что музыкальное сопровождение играет значимую роль в создании атмосферы.

Сбоку от основного сценического действия размещён подиум, на котором находятся две дамы: одна с бас-гитарой и микрофоном, другая за барабанами. Женщина с микрофоном исполняет роль рассказчика, обыгрывая лирическую часть спектакля, в которую вовлечены и персонажи пьесы. Они делятся воспоминаниями о прошлом, размышлениями о настоящем. Эти "песни души" временами представляют собой белые стихи, напоминающие о ранних работах Брехта, и создают контраст к событиям пьесы, но также гармонично дополняют их.

Например, когда продавщица Соня, вымокшая в крови, рассказывает от лица своего маленького сына, прося его собрать рюкзак в школу, это трогает даже самых стойких зрителей. Зритель начинает осознавать, что откровения персонажей, таких как участковый или проститутка, на первый взгляд, могут не иметь значения, но за каждым словом скрываются значимые судьбы. События сами по себе становятся индикаторами внутреннего мира их переживаний и страданий. Хотя эта мысль не нова и неоднократно обсуждалась, она придаёт пьесе глубину.

Драматург выступает в роли демиурга, предоставляя всем возможность высказаться, словно давая персонажам вторую жизнь. Режиссёр отмечает, что это история о людях, для которых «Дед Мороз» не приносит подарков на Новый год. Однако, в этом театре им уже дарован голос и возможность исповедаться. Пьеса настойчиво просит зрителя заглянуть в человеческие судьбы и их переживания.

Вернёмся к самой постановке. Спектакль, который я посмотрел, был впечатляющим, хотя в нём есть недостатки, осознаваемые самими исполнителями. Несмотря на это, он однозначно стоит посещения, так как подобный опыт сложно найти в других театрах Ижевска. К сожалению, неизвестно, когда состоится следующий показ, вероятно, только в новом сезоне. Однако не стоит унывать! Театр «Догма» – это настоящий феномен и стоит внимания.

Если же по каким-то причинам спектакль вам не понравится, напоминаю слова режиссёра Андрея Хмелёва: «Пишите о нас в соцсетях, нам это очень важно!» Это подчеркивает открытость театра к критике и взаимодействию с публикой.

Итак, если вам представится возможность посетить «Догму», не упустите шанс. Даже если эмоции будут смешанными, одно можно сказать точно: этот театр стремится подарить зрителям (и своим героям) голос для самовыражения, что само по себе является ценным.

По материалам: izhlife.ru